ЧИТАТЕЛЬ - НАШ ГЛАВНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ

- В прежние годы корреспонденты чаще, чем теперь, выезжали в командировки по письмам читателей.

- В прежние годы корреспонденты чаще, чем теперь, выезжали в командировки по письмам читателей. Помнится, была даже расхожая рубрика "Письмо позвало в дорогу". А сегодня разве отпала необходимость разбираться на месте, защищать человека от произвола тех же чиновников? (П. Гладышев, Белокуриха Алтайского края).
- Действительно, местная власть, получив достаточно широкие полномочия, не особенно церемонится с теми, кто ее по сути "нанял". Об этом газета получает немало писем. Не составляет труда выбрать из них одно, другое, третье и поехать в командировку, чтобы силой печатного слова помочь читателям. Нередко именно так мы и поступаем. Но что, скажите, делать с сотнями, а то и тысячами других, не менее острых жалоб с не менее справедливыми требованиями? Тут, как говорится, не наездишься. Однако способ защиты человека от беззакония, к тому же эффективный, есть. Надо, пришли мы к выводу в редакции, научить читателя грамотно заявлять о своих правах и самостоятельно отстаивать их в законном порядке. В газете ведутся рубрики "Консультации "Труда", "Ваш адвокат - "Труд", "Прием по личным вопросам", - которые регулярно просвещают наших читателей, и, судя по откликам, весьма эффективно. Поздравляя свою газету с 80-летием, Федор Игнатьевич Пономаренко из Уфы написал: "Труд" - одна из немногих газет, которая старается не только быть интересной широкому кругу читателей, но и очень полезной". Такой отзыв, согласитесь, дорогого стоит.
- Обязана ли газета отвечать на все письма читателей? (О.Львовская, Смоленск).
- По закону о печати редакциям дано право самостоятельно решать вопрос: вступать в переписку с читателем или нет. В нашей газете письма анализируются и рассматриваются либо как источник информации, которая может быть использована при подготовке статей в газету, либо - как самостоятельный материал для публикации. И поскольку право определять "судьбу" письма редакция оставляет за собой, то мы сами и решаем, на какие письма ответить, какие жалобы переслать в соответствующие инстанции, что напечатать... К каждому письму - индивидуальный подход.
- Письма пишут разные: слезные, болезные, иногда прекрасные... А есть ли такие, что вас раздражают? (Д.Лебедев, Москва).
- Лично я сержусь, читая некоторые читательские послания без малейшего намека на то, что человек, их написавший, посещал когда-то хотя бы начальную школу. Безграмотность и сумбур. Мне кажется, это неуважение и к себе, и к редакции. Раздражает иногда избыточное пристрастие, озлобленность на все и всех, как и казенный стиль официальных ответов, которые получает редакция после критических выступлений. Такое впечатление, что старые штампы застойных времен передаются чиновниками по наследству.
И все-таки, несмотря ни на что, мы с доброй душой и пониманием относимся к каждому письму, к каждой просьбе. Отдел писем - не преувеличивая - это как скорая социальная помощь. Не счесть тех, кому мы, разумеется, в меру газетных возможностей помогли советом, организацией содействия на месте; устраивали на работу, искали женихов и невест, собирали книги и вещи, развозили по детским домам спортинвентарь, игрушки. Нам вместе с нашим читателем есть что вспомнить.
- Понятно, что по-своему индивидуален, неповторим каждый человек, приславший хоть раз письмо в газету. А могли бы вы нарисовать обобщенный портрет читателя "Труда"? (В.Студенкин, Вологда).
- Мы недавно анализировали в газете ответы, которые наши читатели прислали на напечатанную в прошлом году анкету "Труда" (см. газету за 13 октября 2000 г.). Но о том, что осталось за скобками, попробую рассказать. Итак - портрет в двух вариантах.
Начну с женского. Наша "средняя" читательница в "бальзаковском" возрасте - за 30, но "не сдается". Она достаточно эрудирована, грамотна, самостоятельна, чаще всего замужем, растит детей, работает. Обычно она из тех, кто готов в любую минуту прийти на помощь, откликнуться на благотворительную акцию "Труда". Представьте, только на одну статью "Сирота африканская" мы сразу получили несколько десятков откликов с просьбой сообщить все необходимые сведения для усыновления мальчика Дани, о котором шла речь в трудовском материале.
А вот наш читатель-мужчина - постарше. Он тоже не сидит сложа руки, не хнычет и не ноет в трудных обстоятельствах, с готовностью и смекалкой использует любую возможность, чтобы организовать свое дело, свой бизнес. К сожалению, не всегда удачно и успешно. Но при этом семья без куска хлеба чаще всего не остается.
В отличие от читательниц сильный пол бывает подчас очень даже гневен, если власть в центре и регионах проводит "не ту" политику. В сложных ситуациях не стесняется в выражениях (Друзья! В отделе писем работают пять очаровательных женщин, учтите, пожалуйста, на будущее). Когда мнение читателя не совпадает с точкой зрения автора материала, достается на орехи и журналистам. Но мы не в обиде. Даже наоборот - радуемся, потому что есть возможность подготовить интересные заметки под рубрику "Иное мнение".
..."Труду" исполняется 80 лет. Жизнь продолжается. Как, интересно, изменится она, мир в следующие 80 лет? Трудно сказать... И лишь в одно верится: читатель, такой верный и замечательный, был, есть и будет у "Труда" всегда.