04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

600 ТЫСЯЧ ЛИМУЗИНОВ,

Сиснёв Виссарион
Опубликовано 01:01 17 Февраля 2004г.
Вчера Госкомстат, завершив обработку данных, обнародовал результаты проведенного осенью прошлого года исследования, целью которого являлось определение численности и оплаты труда работников, занятых в органах государственной власти и местного самоуправления. Это те, кого в обиходе называют, не вдаваясь в юридические тонкости, емким словом "чиновники" (включая и технический персонал). Какова же сегодня армия служивых людей? Она, несмотря на предпринимаемые усилия по сокращению штатов, не уменьшилась, а выросла - до 1 миллиона 259 тысяч человек. В публикуемой таблице наглядно видно, как "росла и крепла" административная надстройка начиная с далеких советских времен.

Сравнение с Россией советского периода, конечно же, не очень корректно (другая страна, иные методики статистических наблюдений; кроме того, цифры не учитывают численность партийного аппарата и союзных органов управления), тем не менее таблица все-таки представляет, думается, интерес. Если же говорить о прошлом годе, то увеличение численности по сравнению с 2002-м зафиксировано прежде всего в двух ветвях власти - законодательной и судебной. А в исполнительной произошло даже небольшое сокращение (на пять тысяч человек). Но общая численность чиновников и здесь впечатляет -1 миллион 67,9 тысячи человек. Причем в центральном аппарате министерств и ведомств штаты практически не увеличились (около 29 тысяч, включая администрацию президента и аппарат правительства). А вот в органах государственной власти субъектов Федерации ряды управленцев выросли. В целом увеличиваются расходы на содержание бюрократического аппарата, расширяется парк служебных машин. Из федерального, региональных и местных бюджетов, как уже сообщалось в "Труде", финансируется содержание более шестисот тысяч служебных автомобилей, из них 40 тысяч - иномарок.
Еще отчетливее просматривается тенденция бюрократизации общества, если проанализировать изменение численности не всех работников, а только тех, кто занимает наиболее ответственные - государственные и муниципальные - должности Российской Федерации. (Государственная и муниципальная служба регламентируется специальными законами и другими нормативными актами.) Тут уже во всех ветвях власти в 2002 - 2003 годах зафиксирован рост, причем весьма существенный: на 12 - 22 процента. В исполнительной власти прибавка численности - 62 256 человек, в судебной ветви - 23 527, а на всех государственных должностях увеличение составило 90 763 работника. Даже с учетом того, что раньше не учитывался персонал таможенных служб, а теперь эти данные входят в статистические отчеты, прирост государственных должностей представляется внушительным (всего их сейчас - 666 813). Плюс 294 тысячи муниципальных должностей (здесь увеличение - на 10 341). В сумме получается почти миллион значимых постов, или один чиновник на 150 жителей. И это не считая штатной численности Минобороны, МВД, других органов, обеспечивающих правопорядок и охрану безопасности государства. По мнению ряда независимых специалистов, многовато...
Но дело даже не в численности бюрократического аппарата (в ряде развитых стран он побольше). Плохо то, что многие наши "столоначальники" некомпетентны и корыстолюбивы. У 122 тысяч чиновников, или каждого пятого, занимающего государственные должности, не высшее, а среднее профессиональное образование. (Больше всего таких работников без вузовского диплома - в структурах исполнительной власти: почти 100 тысяч.) И еще 92 тысячи "середняков" (около трети от общей численности) работают в муниципальных службах. В основном речь идет о "младших" должностях. Здесь заработки составляют 2-3 тысячи рублей - попробуйте заманить специалиста с высшим образованием... Это к вопросу о компетенции чиновников.
Настораживает и другой момент - сравнительно высокий удельный вес пенсионеров в структурах власти: 3,7 процента (около 25 тысяч человек) на государственных должностях и 5,3 процента (более 15 тысяч) на муниципальных. А в центральных "штабах" министерств и ведомств каждому десятому "аппаратчику" - 60 лет или больше. Опыт, конечно, хорошо, но все-таки у пожилых и энергия уже не та, и к восприятию нового они нередко не очень готовы. В целом же среди пенсионеров на государственных и муниципальных должностях больше всего женщин.
"Чиновники, - с горечью констатировал Владимир Путин во время недавнего выступления перед доверенными лицами, - от имени государства продолжают выполнять множество не заказанных и не нужных налогоплательщику функций - разрешительных, лицензионных, надзорных. И следствием этого становятся удушение деловой инициативы, мздоимство, злоупотребление властью... Многие разумные предложения забалтываются, заматываются, тонут в бюрократической трясине формализма и некомпетентности". Если же говорить о сфере услуг, то человеку, по сути, приходится платить дважды, а то и трижды: сначала налоги, затем за услуги, а потом и взятки.
Еще в своем первом послании Федеральному Собранию (в середине 2000-го) президент поставил перед кабинетом министров, председателем правительства конкретные задачи совершенствования государственного управления. Необходимость административной реформы подчеркивалась и в 2002-м (причем весьма жестко - "уже два года говорим о сокращении избыточных функций госаппарата"), и в 2003-м ("административная реформа слишком затянулась... ").
Однако решительного прорыва на этом направлении, к сожалению, так и не произошло. Даже в самом Белом доме, по словам вице-премьера Алексея Кудрина, аппарат чиновников составляет 1300 человек - получается еще одна надстройка, где порой заново переписывают многие документы. Да и правительство зачастую работает по принципу "тяни - толкай". "Один тянет, а другой перетягивает", - признался Кудрин корреспонденту одной из газет
Административная реформа должна не только жестко регламентировать права и обязанности чиновника, но и обеспечить полную прозрачность, понятность для общества деятельности государственной и муниципальной службы. Разумеется, необходимо поднять материальное положение, зарплату госслужащих. Сегодня чиновник федеральных органов (вне центрального аппарата министерств и ведомств) получает в среднем 6-7 тысяч рублей в месяц. У региональных управленцев - от 10 до 11 тысяч. На такие оклады найти высококвалифицированных специалистов чрезвычайно трудно (не говоря уж о том, что бедный чиновник опасен для государства, потому что его легче заманить в сети коррупции).
Итак, одна из принципиальных задач, стоящих на повестке дня, - административная реформа. Хотелось бы надеяться, что новое правительство, сформированное после президентских выборов, будет действовать и на этом направлении более напористо.
ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1956 год 532 тысячи человек
1963 500 тысяч
1970 625 тысяч
1980 703 тысячи
1985 753 тысячи
1990 663 тысячи
1994 1 миллион 4 тысячи
1997 1 миллион 108 тысяч
2000 1 миллион 163 тысячи
2001 1 миллион 140,6 тысячи
2002 1 миллион 252,3 тысячи
2003 1 миллион 259 тысяч


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников