ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Савва ЯМЩИКОВ, реставратор:
- Мне как человеку, многие годы сотрудничавшему с ТВ,

Савва ЯМЩИКОВ, реставратор:
- Мне как человеку, многие годы сотрудничавшему с ТВ, нынешний эфир кажется странным, а иногда, опирающийся обычно на заимствования из архивов, страшным. Причем этот страх вызывают и новостные передачи, и политические шоу, и развлечения. Страх за людей, которые это смотрят. Особенно волнуют меня некоторые шоу канала "Культура". Там есть и серьезный показ. Но меня нередко ошарашивают программа бывшего министра-шоумена Михаила Швыдкого "Культурная революция", "Апокриф" писателя-сквернослова Виктора Ерофеева и особенно кухонные посиделки Татьяны Толстой и Евдокии Смирновой, перекочевавшие недавно на НТВ. Эти дамы позволяют себе говорить все что угодно. Так, во время недавней встречи с балериной Волочковой они походя вылили ушат грязи на классика русской живописи И.Шишкина. Академик В.Швалев, уроженец Елабуги, даже вынужден был написать письмо министру культуры А.Соколову в защиту своего гениального земляка. Но уже через неделю такой же ушат дамы вылили и на писателя М.Пришвина. Похоже, очернение отечественной культуры становится непременной составной частью передачи.
Зато как преобразились иронизирующие дамы, когда на прошлой неделе к ним в гости пришел писатель Василий Аксенов. Обращались они к нему исключительно с приставкой "мэтр". Разомлевший от такого приема букеровский лауреат согласно кивал головой и заявлял, что если бы он и подобные ему эмигранты не приезжали периодически в Россию, то культура наша вкупе с литературой зачахли бы. Аксенов сообщил также, что не намерен постоянно жить в России, предпочитая свое скромное имение во Франции, которое называется "Ясная поляна". И дамы пошутили: в случае если он уедет навсегда, не согласился бы он взять их с собой в качестве крепостных баб... Слушая все это, я невольно вспоминал Бориса Пастернака: "Быть знаменитым некрасиво..."
Владимир ДАШКЕВИЧ, композитор:
- Из приятных впечатлений минувшей недели - "Час суда" с Павлом Астаховым. Эта программа, с одной стороны, очень познавательна и полезна, с другой - в ней много юмора. Неплохое впечатление произвел последний выпуск "Культурной революции", посвященный Екатерине II. Интересные эксперты и гости. На мой взгляд, в этой передаче наметился сдвиг в положительную сторону. Раньше в ней было слишком много эпатажа.
Из плохих впечатлений - ток-шоу, посвященные политике. Везде одни и те же старые, заезженные фигуры - Митрофанов, Жириновский. Они вполне предсказуемы, говорят везде одно и то же и ничего нового и потому не интересны. А их все тащат и тащат. Есть же, наверное, молодые яркие политики с неординарными взглядами.
Новости на разных каналах делаются по одному клише. Переключаешь с одного на другой - а там те же сюжеты, которых комментируют одинаковыми словами. Все как будто по ранжиру: это главное, это менее главное, а это так, на закуску. Некачественная работа, теряется лицо каналов.
Леонид ЖУХОВИЦКИЙ, писатель:
- На прошлой неделе больше всего заинтересовали меня дискуссии на экономические темы. Гости и ведущие в самых разных программах пытались понять, чем вызваны экономические затруднения России в конце прошлого и начале текущего года. Актуальность темы понятна: темпы роста экономики снизились. Запомнились передачи с участием С. Степашина, Г. Сатарова, Ю. Болдырева, А. Лившица и ряда других экономистов. Не во всем с ними можно соглашаться, но люди честно ищут выход. На этом фоне меня разочаровал последний выпуск программы "Постскриптум". Ведущий комментировал известное выступление экономического советника президента А. Илларионова. Никаких аргументов ни "за", ни "против" высказано не было. Центральным был не столько экономический, сколько кадровый вопрос: почему президент до сих пор не уволил своего советника...
Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- Хорошие рассказчики - редкость на нашем ТВ. Поэтому так приятно было увидеть на канале "Культура" 12-серийную программу Анатолия Смелянского "Предлагаемые обстоятельства", в названии которой лукаво использована терминология Станиславского. Знаток МХТ, которому посвящены, наверное, лучшие части сериала, Смелянский уделил внимание и двум корифеям питерского театра - Г. Товстоногову и Л. Додину, чьи знаменитые спектакли нашли в его лице умного и тонкого интерпретатора. Подчас он выступает не только рассказчиком, но и "постановщиком", своеобразно реконструирующим события. Так, превосходно показана им в серии "Барсучья нора" расстановка сил на совещании у министра культуры П. Демичева и стычка того с О. Ефремовым. Жаль только, что сериал выходит за полночь. Это лишило его многих зрителей.