Звезды превращаются в зомби

Первый канал запустил новое шоу «Звезды под гипнозом». Еще один формат, позаимствованный у производителей ненавистного Запада

Вот интересно, почему ни Малахов, ни Борисов, ни другие рыцари грязного белья и тестов на ДНК не позвали к себе Настю Рыбку? Тем более что та вроде выражала желание. Яхты, олигархи, высокопоставленные чиновники, девушки пониженной социальной ответственности, скандал, спровоцированный человеком, имя которого нельзя называть. Красота! Какую-то Диану Шурыгину второй год мусолят, а тут такие рейтинги можно было бы заработать, такой новый сериал раскрутить! Но — нет. Что, кишка тонка, ребята? Обладатель миллиардов — это вам не народный артист СССР с его пианисткой, на нем запросто, без последствий, не оттопчешься? Вот и приходится занимать зрителей с помощью того, что доступно.

Первый канал запустил новое шоу «Звезды под гипнозом» (далее — ЗПГ), очередной проект с участием медийных лиц, готовых сниматься в чем угодно и в любое время суток. Еще один формат, позаимствованный у производителей ненавистного Запада, на сей раз — у французов. Суть зрелища такова. Известные люди вводятся гипнологом в транс и в этом состоянии выполняют различные задания. В качестве манипулятора человеческим сознанием выступает Иса Багиров, известный по «Битве экстрасенсов». Руководит действом, разумеется, Максим Галкин. Других ведущих у канала для вас нет.

Главная удача ЗПГ — это сам Багиров. Харизматичный мужчина с накачанной мускулатурой и ледяным взглядом производит сильное впечатление, особенно, надо полагать, на женскую часть аудитории. Звезды в его руках (мозгу?) — как подопытные кролики. Взглянул им в глаза, провел рукой по лбу, отдал команду: «Спи!» — и все, те уже в отключке и готовы делать все, что прикажут. А поскольку шоу развлекательное, то и поручения даются соответствующие.

Некоторые номера получаются действительно смешными. Александр Носик, к примеру, волей гипнолога становится дамой, внедренной в банду красавиц, с тем чтобы отыскать украденную драгоценность. Те же якобы устраивают ему испытания: хотят понять, женщина ли это или мужик в парике. И вот одна из девушек просит Александра помочь сделать ей make-up. Смотреть, как здоровенный артист, обычно играющий роли крутых парней, неуклюже наносит всякие там тени-помады, как прилаживает накладные ресницы, забавно.

А вот иллюзиониста Илью Сафронова Багиров заставляет сначала стать отставным майором. И тот начинает рассказывать что-то про войну с французами, как он сначала отступал от них на своем танке, а позже перешел в атаку и дошел до Парижа. Потом превращает его в первоклассника, у которого отняли игрушку, потом еще в кого-то. Тоже веселый номер.

Но на этом достоинства ЗПГ заканчиваются. Во-первых, по-настоящему смешных сценок в проекте мало. И это недоработка сценаристов. Понятно же, что не сам гипнолог сюжеты придумывает. Во-вторых, как свидетельствуют отзывы зрителей, смотреть на кривляющихся звезд кино, эстрады и телевидения неловко. И тут именно слово «кривляться» следует считать ключевым. Дело в том, что значительная часть аудитории не поверила в реальность происходящего на экране. Помните легендарные слова Бенгальского: «Вот, граждане, мы с вами видели случай так называемого массового гипноза. Чисто научный опыт, как нельзя лучше доказывающий, что никаких чудес и магии не существует»? Так вот, зрители дружно решили, что никакого «случая»-то как раз и нет, а их держат за дураков, представляя обычную игру действием в состоянии транса. И на то есть несколько причин.

Почему на разные ударные проекты приглашают знаменитостей, а не простых людей, давно известно. Телевизионщики уверены, что рядовые товарищи с улицы никому не интересны. Но здесь именно звездный состав участников сыграл отрицательную роль. Ведь одно дело, если бы обычному человеку предложили стать Кинг-Конгом или Штирлицем, тогда было бы понятно, какова сила воздействия гипноза на личность. И совсем другое, когда то же самое заставляют делать людей, привыкших к лицедейству. Людей, чья профессия подразумевает создание некого образа. По большому счету, все то, что делают участники ЗПГ, по силам даже не студентам первого курса театральных вузов, а абитуриентам, которым на экзаменах без всякого транса приходится доказывать наличие у них способностей к импровизации.

Вот для наглядности один из фактов биографии Вольфа Мессинга. Желая проверить дар экстрасенса, Сталин предложил ему получить в ближайшей сберкассе 100 тысяч рублей, предъявив всего лишь чистый лист бумаги. И к немалому изумлению лучшего друга всех экстрасенсов, тому мошенническая операция удалась. Но поверил бы вождь с его-то подозрительностью в результат, если бы Мессинг «отключил» не кассира, а сыгравшего его актера, с которым предварительно проработал бы сценарий?

Некоторые сомнения в подлинности происходящего в ЗПГ высказали и профессионалы. Судя по их осторожным оценкам, настоящий гипноз возможен в естественных условиях, пусть даже и в большом зале. Но когда заранее прорабатывается сценарий, когда звучат команды съемочной группы, когда помимо гипнолога действом занимаются помрежи, администраторы по зрителям и редакторы, наличие у артистов даже легкого состояния транса вызывает сомнения.

Не добавляет веры в подлинность происходящего и Галкин. Он так назойливо подчеркивает всемогущество Багирова и столь часто повторяет про страх встретиться с ним взглядом или слишком близко подойти, словно чувствует недоверие зрителей и старается исправить ситуацию.

Кроме того, мы уже не раз убеждались в том, что ТВ нас периодически надувает. Так, очевидцы съемок «Битвы экстрасенсов», той самой, откуда гипнолог ЗПГ, рассказали, что проявлять ее участникам свои незаурядные способности помогают подсказки редакторов. А одна гостья программы «На самом деле» пришла к следующему выводу: полиграф там нужен не для установления истины, а для солидности. Известно ведь, что успех проверки на детекторе лжи зависит не столько от самого прибора, сколько от человека, который задает вопросы. Так вот, та же Шурыгина при записи программы устроила в студии истерику, посчитав, что к ней применили слишком жесткий допрос. После этого — из-за угрозы срыва съемки — тон вопрошающего сменился на невнятно-нейтральный. И полиграф заскучал...

Ну хорошо, отбросим сомнения. Будем считать, что происходящее в ЗПГ — натурально. Но тогда для чего все это придумано? Чтобы рассмешить зрителя? Получается на троечку. Показать возможности гипноза? Тоже мне возможности. Скорей уж для того, чтобы продемонстрировать, до чего можно довести человека путем зомбирования. Смотришь на артистов, в бессознанке готовых выполнить любую команду, и думаешь: а если бы им дали в руки боевую гранату и показали, кто враг?