ЧТО ВИДНО В ЗЕРКАЛЕ БАЙКАЛА?

ВЗГЛЯД ИЗ БУРЯТИИ
Под занавес ушедшего года администрация Иркутской области предложила

ВЗГЛЯД ИЗ БУРЯТИИ
Под занавес ушедшего года администрация Иркутской области предложила правительству Бурятии поднять уровень воды в озере на 13 сантиметров. И получила отказ. А байкальская комиссия в правительстве России сей отказ закрепила. Так уже не впервые соседи не могут отрегулировать НПУ, что в переводе с гидрологического языка означает нормальный подпорный уровень: отметка байкальского "зеркала" должна стоять на 457 метрах относительно уровня Тихого океана. А пока соседи спорят, вода в знаменитой на весь мир чаше то ниже краев, то наружу выплескивается - это от того зависит, чья сторона перетянет.
Хотя все в прибрежном и водяном мире было довольно устойчиво с незапамятных времен. Пока в 50-х не построили на Ангаре - единственной, "выбегающей" из озера реке - Иркутскую ГЭС. А вслед за ней перегородили сибирскую красавицу знаменитые "песенные" Братская и Усть-Илимская плотины. Именно тогда уровень озера поднялся почти на метр.
При социализме эколого-экономический вопрос решался просто: "стройки коммунизма" требовали энергии - уровень озера поднимали по потребности в киловаттах. Ведь увеличивая его на один лишь сантиметр, можно дополнительно получить 850-900 тысяч киловатт-часов в сутки. А то, что в Бурятии повышенный уровень воды в озере размывал берега, подтапливал дороги и населенные пункты, сенокосные угодья и пашни, иркутян не волновало, как не волнует и сейчас. Смытые деревни, заиленные нерестилища, погибшие байкальские эндемики - перечень потерь на манер поминального листа не закрыт, напротив, множится.
А суть и соль конфликта в том, что "водяной лишек" на одном берегу порождает на противоположном избыток электроэнергии, почти в четыре раза дешевле той, что продают жителям и предприятиям Бурятии. О цене соседи даже пытались договориться года два назад: почти ударили по рукам, условливаясь о божеских расценках за киловатт. Но вмешалось РАО "ЕЭС России", устроило короткое замыкание, заблокировав решение.
Президент Бурятии Л. Потапов уверен, что республика остается в стороне от распределения прибылей за производство электроэнергии гидростанциями ангарского каскада, а должна бы иметь (по расчетам ученых) 60 процентов рентных прибылей. Но энергетика Бурятии входит в состав РАО ЕЭС, а "Иркутскэнерго" - самостоятельное акционерное общество. И неведомо, когда чашу Байкала перестанут раскачивать ведомственные разнонаправленные интересы.
Геннадий Гыпылов.
ВЗГЛЯД ИЗ ИРКУТСКА
Сколько помню, претензии соседей по Байкалу к иркутским энергетикам всегда сводились к известному изречению Александра Лившица: "Делиться надо". Но, говоря о действительно существующей проблеме, бурятская сторона всегда "забывала" продолжить ее сложность до истинных границ. Во-первых, годы (не по воле человека) делятся на водные и засушливые, от чего зависит расчетный уровень воды в озере. Во-вторых, существуют и долгосрочные прогнозы, к которым энергетики обязаны прислушиваться, чтобы не оказаться в луже вместо моря. В-третьих, иным летом энергетики по настоянию правительства сбрасывают запасы воды, им самим необходимые, чтобы поддержать судоходство.
Но это лишь общий абрис существующей проблемы. В. Боровский, генеральный директор "Иркутскэнерго", ответил на мой вопрос прямо: "Драма Бурятии в том, что она лишена развитой промышленности и, следовательно, не имеет крупных финансовых источников".
Отвечая на другие вопросы, В. Боровский сказал, что в настоящее время речь идет не об экономике - обострилась новая фаза политической борьбы. Камень преткновения в том, что "Иркутскэнерго" - единственная энергосистема России, не подчиненная РАО ЕЭС. Анатолий Чубайс страшно хочет "наложить на нее лапу". Именно об этом говорил на внеочередной сессии Законодательного собрания Иркутской области председатель комитета по законодательству С. Шишкин: "Дважды Мингосимущество подает иск на незаконное управление 40 процентами акций энергокомпании. В исковом заявлении министерство требует ареста госпакета, и в случае положительного решения трудно рассчитывать на то, что мы не потеряем контроль над "Иркутскэнерго". Следовательно, закон нужен для того, чтобы укрепить позиции области в арбитражном суде по иску Мингосимущества. Поэтому недавно депутаты приняли областной закон "О реализации на территории Иркутской области функции управления государственной собственностью в электроэнергетическом комплексе до ее разграничения на федеральную и областную", внесенный на рассмотрение администрацией территории.
Почему 40-процентный пакет акций (так называемый госпакет) находится в управлении области, хотя план приватизации предприятия принят еще в 1992 году? История давняя: согласно плану приватизации 20 процентов акций должны "уйти" федеральному центру и столько же - остаться в собственности области. Однако реализовать это решение до сих пор не удавалось - не было правовой базы. В июне 1999 года принят федеральный закон, устанавливающий порядок раздела подобных пакетов через согласительные процедуры. И сейчас областная администрация пытается в очередной раз запустить механизм раздела: об этом сказано в письме губернатора Б. Говорина к и.о. президента Владимиру Путину, переданном во время визита главы государства в Иркутск.
Но Чубайс не хочет половину, он жаждет все. Энергетики Иркутска объясняют это тем, что доступ к 40-процентному пакету акций облегчит влияние известных финансовых кругов на позицию и политику алюминиевых гигантов в Иркутской области и Красноярском крае. Депутат Законодательного собрания И. Гринберг (он же - генеральный директор ИркАЗа) также упомянул об этой проблеме: "В настоящее время некоторые крупные финансовые группы стремятся проникнуть в экономику области. По опыту других регионов мы знаем, что даже очень стабильные предприятия банкротят по формальным обстоятельствам. Чтобы этого не случилось у нас, необходимо предпринять все возможные меры по защите собственности. Прежней администрации удалось выиграть бой за "Иркутскэнерго" потому, что действовали сообща".
Комаров Алексей