НА ЭРМИТАЖ "НАЕХАЛИ",

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский - человек сдержанный, в высшей степени корректный, вывести

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский - человек сдержанный, в высшей степени корректный, вывести его из себя обычно просто невозможно. А тут словно "прорвало":
- Я впервые столкнулся с человеческой непорядочностью. То, как предвзято, недоброжелательно отнеслись к нам сотрудники Счетной палаты РФ, не укладывается, считаю, в рамки приличий!
Остро негативно оценил плоды деятельности специалистов палаты и министр культуры России Михаил Швыдкой, давший в Петербурге вместе с Пиотровским пресс-конференцию в Эрмитаже.
- Этот наш шаг вынужденный, - сказал Михаил Ефимович. - Сотрудники Счетной палаты в нарушение всех правил - юридических, этических - передали в некоторые печатные издания отчеты о своей работе у нас. Передали еще до того, как их получили в Эрмитаже и в Минкульте. Для чего? Чтобы скомпрометировать нас с Пиотровским? С какой целью?
Сама проверка проведена была осенью прошлого года. По словам Пиотровского, с первого же дня своей работы столичные аудиторы вели себя "очень агрессивно" по отношению к Михаилу Борисовичу и его коллегам. Увидев, например, компьютерный класс - подобные ему давно и успешно действуют в крупнейших музеях мира, - тут же заявили: "Неправильно расходуете государственные деньги!.."
В дальнейшем выяснилось, что "недостает огромного количества экспонатов". Пиотровский дает по этому поводу такой комментарий:
- Бронзовый Меркурий, в пропаже которого нас упрекают, украден еще в 1960 году во время выставки, организованной Эрмитажем в Томске, - это факт общеизвестный. Бюст Венеры не числится в наших фондах с пятидесятых годов. Сороковые-пятидесятые годы наиболее тяжелые для Эрмитажа: тогда при возвращении коллекции из эвакуации было утрачено немало ценных экспонатов... Гравюры "Мадонна с младенцем" и "Мадонна в кресле", точнее, репродукции с этих гравюр, выполненные в XIX веке, "живы-здоровы", находятся в наших хранилищах. Мы готовы предъявить их по первому требованию. Нет в наличии двух канделябров из золоченой бронзы работы французского мастера Томира. Но опять-таки, не мы в том виноваты. Когда-то, в советские еще времена, по настоянию обкома КПСС их передали в ведение Союза художников, "забыв" оформить соответствующие документы - все же было тогда общим, государственным... Насколько я знаю, канделябры и сейчас там. Как их вернуть - вот проблема. Никто не хочет добровольно расставаться с подобными ценностями.
Не принимает упреков Михаил Пиотровский и в отношении "потери" двух гобеленов. Они находятся в резиденции для приема высокопоставленных гостей на Каменном острове Петербурга (так называемая "Дача К-2"). Возвращать их в Эрмитаж город не желает: что, говорят, в Смольном стены будут голыми? Недавно Пиотровский договорился с меценатами: они готовы оплатить производство новых, современных гобеленов для "К-2", а исторические вернутся в музей. Дело времени.
Вообще из-за предвзятости (по мнению руководства Эрмитажа) сотрудников Счетной палаты допущено немало неточностей и поспешных выводов. Скажем, ущерб госбюджету за 99-й год оценивается в 19 млн. рублей. В то время как годовое финансирование музея государством составляет... 6 млн. рублей. Еще столько же Эрмитаж зарабатывает сам: на продаже билетов, организации выставок, выпуске альбомов, каталогов, сувениров. Плюс взносы меценатов и членов "Общества друзей Эрмитажа".
- Да, не во всем работу нашего главного музея можно признать безукоризненной. Но не ошибается тот, кто не работает, - заметил Михаил Швыдкой. - Обвинять руководство Эрмитажа в растратах, некомпетентности - по меньшей мере непрофессионально.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Средства массовой информации, в том числе и "Деловой вторник", который еженедельно получают читатели "Труда", уже обнародовали сенсационно-скандальные результаты выборочной проверки, проведенной в Эрмитаже Счетной палатой РФ. Аудиторы установили, что многие ценности крупнейшего музея России оказались "бесхозными", а то и утраченными, выставочная деятельность, особенно за рубежами нашей Отчизны, - экономически неэффективной. Сегодня мы представили точку зрения другой стороны - ее обозначили директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и министр культуры России Михаил Швыдкой. Ясно, что нынешняя публикация этой острой, серьезной темы не исчерпывает, и редакция еще вернется к ней. Ведь сокровища Эрмитажа, как и целого ряда других наших крупнейших хранилищ, - это общенародное, общенациональное достояние. Судьба его в нынешних условиях волнует всех.