СТРАСТИ ПО СПИВАКОВУ

Похоже, Владимир Спиваков решил "жестко" доказать свои права в области симфонического дирижирования отечественной публике и критике. Всего лишь полгода руководя Российским Национальным оркестром, он уже выступил с несколькими программами, одна из целей которых, думается, - переломить распространенный стереотип восприятия его как "приятного во всех отношениях" музыканта, чья игра скорее блестяща и мила, чем глубока. После сыгранных под Новый год "Симфонических танцев" Рахманинова, где проявились и спиваковский темперамент, и не чуждый ему трагический нерв, мы с особым интересом ждали обещанной мартовской программы.

И вот она состоялась в Большом зале Московской консерватории. Второй фортепианный концерт Прокофьева (сочинение 1913 года) нынче не часто услышишь - видно, его былинная "глыбистость", бывшая "по руке" разве что великой Марии Юдиной, отпугивает сегодняшних пианистов. Спиваков и его друг Михаил Рудь (воспитанник фортепианного класса Якова Флиера, с 1977 года живущий во Франции) потрудились добросовестно, хотя богатырский напор, может быть, и не вполне свойствен этому солисту. Веселая "Масленица" Стравинского, исполненная Михаилом без оркестра "на бис", показалась более органичной.
Пятую симфонию Шостаковича можно назвать сочинением-экзаменом для дирижера. Пару месяцев назад Владимир Теодорович признался, что слышит в этой партитуре "мотивы страстей Господних". Думаю, такая трактовка не противоречит замыслу самой, наверное, знаменитой симфонии ХХ века, созданной в трагическом 1937 году. И снова признаю, что Спиваков подошел к задаче очень ответственно. Хотя лично я желал бы большей мощи в страстно-речитативной третьей части. Да и в финале после его грандиозного начала (этакий русский "полет валькирий") и протяженного раздумья в середине апофеозный конец прозвучал как-то торопливо...
Стоило ли играть что-либо на бис после этого сочинения-эпопеи? Спиваков рискнул, посвятив шлягерный Вальс Хачатуряна "памяти Анатолия Александровича Собчака", с которым дружил. Сидевшая в литерном ряду вдова политика Людмила Нарусова была растрогана. Преодолев некоторое недоумение, и я увлекся роскошной музыкой, сыгранной с настоящим спиваковским куражом.
Вообще же в тот вечер студентов, малоимущей интеллигенции и прочих филармонических завсегдатаев - обычной публики Спивакова - было не так много. Зато в глаза бросались отутюженные держатели мобильных телефонов и носительницы бриллиантов: дирекция Российского Национального, считая свой коллектив элитным, устанавливает цены в партере на уровне в среднем 800 рублей.
Есть надежда, что свои демократические традиции Спиваков сможет поддержать во время большого турне по России, на которое он сейчас отправляется в качестве главы всенародно любимых "Виртуозов Москвы". На их-то концертах публику, если не хватает мест в зале, усаживают порой даже прямо на сцене, почти рядом с музыкантами...