ПОТРЯСАЮЩИЕ ДРАНДУЛЕТЫ

На Вологодчине и по сей день попадаются населенные пункты, куда нет дорог. Деревня Согорки - за 65 километров от твердой дороги, а поселок Дружба - за 100... Но местным мужикам - бездорожье нипочем.

ПОТОМУ как действуют по поговорке: "голь на выдумки хитра". Заводской вездеход или тот же "Буран" сельчанам не по карману. И народ по-своему решает серьезнейшую проблему создания внедорожной техники, которая, уверен, даст 100 очков вперед заводской, профессиональной. В Сямже, районном центре, что в 110 километрах на север от Вологды, есть самодеятельное "конструкторское гнездо". Туда я и отправился, надеясь реализовать давнюю задумку - устроить гонки на самодеятельном вездеходном аппарате, этакое "сямженское сафари". И не ошибся.
С заместителем главы района Валентином Клоповым мы насчитали в селе более 20 самодеятельных конструкторов. Сколько их, создающих свою технику, живет по окрестным деревням? Каких только конструкций я не увидел. "Каракатицы", "драндулеты", "костотрясы" - так называют их сами создатели - поразили мое воображение.
Главный конструктор "Сямженского КБ" - Вениамин Муравьев, водитель местного ДРСУ, много лет назад, видимо, не надеясь, что хорошие дороги дойдут до его любимых мест, начал конструировать собственный "внедорожник", используя в качестве колес... бочки из-под солярки. Вездеход удался, но уж больно грохотали бочки на ходу... Потом Вениамину пришла идея сделать вездеход на пневмоколесах. Она оказалась заразительной, и сямженские изобретатели создали несколько конструкций, используя маломощные двигатели от списанных мотоколясок. Эти вездеходы имели сначала по три колеса, потом четыре, а затем уже по два ведущих моста, разламывающуюся раму, придающую машине высокую маневренность. Сямженские кулибины сделали машины и трактора 8, 12, 16- и даже 28-скоростными... Причем такой агрегат может тащить большой груз, двигаться так же быстро и маневренно назад, преодолевать практически любые препятствия.
Посреди села Сямжи течет в крутых берегах быстрая речка Сямжена. Настолько быстрая, что местами не замерзает даже в самые лютые морозы. Я спросил одного из самодеятельных конструкторов Анатолия Хватова, инспектора пожарного надзора, смог бы его агрегат спуститься в реку, преодолеть льды и промоины и снова выбраться на дорогу. Хватов, не моргнув глазом, завел свою "каракатицу". Через минутку, взломав на реке лед, его вездеход уже уверенно плыл черным студеным омутом, а потом стал карабкаться на обледенелый крутой берег...
У Александра Кустова, кочегара местного АТП, "каракатица" имеет два ведущих моста, оборудована магнитолой, печкой и спальным местом. Способна обитать хоть на льду, хоть на воде. А также может пахать, боронить, окучивать, косить траву, перевозить тяжести. Сам Кустов - известный на всю округу печник. А в печном деле самое трудное - глину месить. Так он к этому занятию свою "каракатицу" приспособил. Одного только не может его агрегат - жену заменить...
В гонках собирались принять участие и признанные вездеходы - "уазики", с "АвтоВАЗа" прибыли две суперсовременные экспериментальные "Нивы", которые должны были проявить свои вездеходные качества в соперничестве с самодельными внедорожниками.
Но сначала был парад техники. Впереди колонны восседал на своем "костотрясе" в полушубке, больших валенках, похожий на Илью Муромца Валентин Клопов, заместитель главы Сямженской районной администрации. Главный конструктор Муравьев ехал на своем универсальном тракторе, его сын Александр - на огромном четырехколесном болотоходе, Александр Кустов сидел на своей дымящей трубой "каракатице", словно Емеля на печи. Ехали с балалайками и гармошками, группами поддержки, и летела по дорожке стадиона радостная вереница собак...
И вот старт! Вперед, почти догоняя "Бураны" с телеоператорами, вырвался конструктор из Сямжи Николай Панин. Но и он недолго был в лидерах. На финише первым оказался болотоход Виктора Карпова. Муравьев изо всех сил пытался его достать на последних метрах. Но тщетно.
Третьим финишировал знакомый нам Александр Кустов на вездеходе с печкой....