КАМЕННЫЕ ГОСТИ

"Хватит уродовать столицу!" - с таким призывом к известному скульптору несколько лет назад выступила ведущая популярной юмористической передачи. Призыв этот, однако, услышали не художники, а рядовые москвичи. Они все чаще проводят акции протеста, чтобы не дать очередному памятнику встать на место, которое ему отвела городская комиссия по монументальному искусству.

Жители столичного района Аэропорт возражают против того, что перед кинотеатром "Баку" решили установить памятник Гейдару Алиеву. А вчера заявку на проведение акции протеста подали жители Чистых прудов. Накануне комиссия по монументальному искусству решила установить здесь памятник казахскому мыслителю Абаю Кунанбаеву.
Заметим, что в комиссии по монументальному искусству недовольство граждан предвидели. И, как признался ее председатель Сергей Петров, "решения по памятникам Кунанбаеву и Алиеву нам дались нелегко".
Мало кто знает, что Москве дарят в среднем по два памятника в неделю. А комиссия по монументальному искусству решает, какие дары принять, а какие - отвергнуть. Члены комиссии могут долго и с гордостью рассказывать о запрещенных ими монументах. Так, недавно были отвергнуты памятники юным самоубийцам и безвременно погибшим наркоманам. Монумент "Меценатам столетия" пять раз отправлялся на доработку, но потом все равно был окончательно забракован.
А вот от памятников Алиеву и Кунанбаеву, по словам Петрова, отказаться было нельзя:
- В случае с подарками иностранных государств комиссия оказывается в весьма сложном положении. Заранее известно, что некоторая часть москвичей будет недовольна, но и отвергнуть дар невозможно.
В таких случаях комиссия пытается установить памятник по-тихому, где-нибудь подальше от праздных глаз. Но с такой постановкой вопроса не всегда соглашается дарящая сторона. Так, памятник Кунанбаеву сначала попытались установить на территории казахского посольства. "Но наши казахские друзья сказали, что так не годится. Ведь дворик посольства является территорией Казахстана, а дар-то преподнесли Москве", - объясняет Петров.
Так что, похоже, митинги жителей Аэропорта и Чистых прудов вряд ли будут иметь результат. Это вам не памятник Булгакову, который под напором общественности отвергли.
Единственное, что можно сказать в утешение, - Москва тоже дарит памятники другим городам. Как нетрудно догадаться, многие из них делает наш знаменитый скульптор Церетели. И эти московские подарки, конечно, тоже не всем нравятся. Но жители других городов терпят.
Правда, терпение иногда лопается. Так, памятник православному Николаю Чудотворцу, установленный Лужковым и скульптором Григорием Потоцким в турецкой провинции Анталья, простоял всего пять лет. А потом в городе сменился мэр, и памятник демонтировали. Как говорят, из-за неудовольствия прихожан ближайшей мечети. А официальная формулировка тоже была вполне толерантна: "Не вписался в архитектурный ансамбль".
Кстати
Комиссия по монументальному искусству создана при Мосгордуме в 1999 году после споров вокруг Петра I работы Церетели.
В Москве есть 20 памятников, которые установлены без разрешения комиссии. Среди них монументы Багратиону, Гюго, Гризодубовой. Формально, согласно букве закона, все они должны быть снесены.
К 200-летию Пушкина Москва подарила памятники поэту 15 иностранным городам. Все они были установлены. А в ответ она получила 15 ответных памятников. И все их тоже установила.
Самые забавные памятники в столице: памятник букве "Е", жигулям "копейка", плавленому сырку "Дружба".