ХУДОЖНИК И ПОЭТ

Первая встреча героев этой книги произошла на художественной выставке, и кто знал, что она во

Первая встреча героев этой книги произошла на художественной выставке, и кто знал, что она во многом станет для них судьбоносной. Что общего у семнадцатилетнего киевлянина, грезящего об Академии художеств и приехавшего для этого в Ленинград, и "деревенского старичка" "в свитке простой и в сапогах"? Впрочем, "деревенщина" оказался не так-то прост: "Старичок смотрит, а вокруг него мнутся люди. Да какие люди - все интеллигенция! Слышу, заговорил, и... как заговорил! Как-то умно, осмысленно и толково... Смотрю портреты всяких артистов, поэтов... И вдруг вижу старика нарисованного" - так описывал весной 1928 года юный Анатолий Кравченко свое знакомство с поэтом Николаем Клюевым.
Истории их отношений посвящена книга Татьяны Кравченко и Александра Михайлова "Наследие комет. Неизвестное о Николае Клюеве и Анатолии Яре". В нее вошли письма и стихи Клюева, письма и воспоминания братьев Кравченко, рисунки, фотографии... Кем стал Анатолий для Клюева? На этот вопрос лучше всего отвечает надпись, сделанная Николаем Алексеевичем на их совместной фотографии: "Анатолию Яр-Кравченко (такой псевдоним взял юный художник: слишком много в мире искусства было у него однофамильцев. - О.Б.) - его прекрасной юности, в год моей последней любви и последних песен - 1929-й..." Именно Анатолию Клюев доверил написать портрет Сергея Есенина. Их дружба длилась шесть лет, а в начале 1936 года Клюева арестовали и сослали в Сибирь. Оттуда он писал другу письма и стихи - поэму "Кремль" (она впервые публикуется в "Наследии комет") и стихотворение "Есть две страны: одна - Больница..." (оно пришло с последним письмом из Томска, где поэт был расстрелян в 1937-м): "...Приди, дитя мое, приди!" - /Запела лютня неземная, /И сердце птичкой из груди /Перепорхнуло в кущи рая. //И первой песенкой моей, /Где брачной чашею лилея, /Была: "Люблю тебя, Расея, /Страна грачиных озимей!"
Анатолий Яр-Кравченко намного пережил старшего друга. В годы Великой Отечественной был фронтовым художником, делал портреты героев блокадного Ленинграда. После войны выпустил альбом "Галерея советских писателей" - тех, "чье творчество не выходило за рамки соцреализма". Надо ли говорить, что портрета Клюева там не было... Однако след, который "олонецкий ведун" оставил в душе художника, отмечали еще при жизни поэта.