МАРТОВСКИЕ ВЫБОРЫ: ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ

"Единая Россия" позиционировала себя как партия власти и почти везде получила губернаторов в лидеры своих списков. Она добилась победы в 13 субъектах Федерации из 14. В семи субъектах Федерации единороссы существенно улучшили свой результат по сравнению с думскими выборами 2003 года (например, в Тюменской области - сразу на 16%, в Московской - на 15%); еще в четырех регионах улучшение составило от 1 до 3%.

Очевидно, что единороссы делают серьезную заявку на то, чтобы в будущем декабре значительно превзойти свой результат 2003 года - в условиях, когда введение полностью пропорциональной системы лишило их возможности активно пополнять свою фракцию депутатами-одномандатниками.
В то же время тепличный режим для партии заканчивается: если год назад ее главная соперница, "Родина", была снята с выборов, а прошлой осенью "Справедливая Россия" находилась в стадии формирования, то сейчас в ряде регионов речь идет о действительно серьезной политической конкуренции, которая со временем может увеличиться. Это первые выборы, в которых участвовали эсеры, отсюда и основная интрига: сколько голосов получит партия Сергея Миронова, которая нигде не была снята с дистанции.
В результате "Справедливая Россия" смогла стать частью "большой четверки", наряду с "Единой Россией", КПРФ и ЛДПР (ранее партию Сергея Миронова включали в этот перечень с определенной натяжкой, так как она не проходила апробации на выборах). Главной сенсацией стала победа партийного списка в Ставропольском крае, где он опирался на ресурс мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина, возглавившего эсеровский предвыборный список. Тем самым победа стала результатом регионального раскола элит. В пяти регионах "Справедливая Россия" заняла второе место, еще в пяти - третье. Тем самым "Справедливая Россия" успешно дебютировала, продемонстрировав, что может являться конкурентоспособной на выборах в Госдуму в декабре этого года. Из полувиртуального проекта она стала политическим брендом.
Мартовские выборы стали определенным успехом для КПРФ, которая в последнее время медленно теряла свои позиции, апеллируя к своему традиционному электорату и играя на его ностальгических чувствах. Но на нынешних выборах, не меняя эту тактику, партия сохранила и кое-где значительно упрочила свои позиции. В трех регионах - Московской, Мурманской областях и Санкт-Петербурге - партия почти удвоила свои результаты по сравнению с выборами в Госдуму в 2003 году. Еще в 8 регионах заметно улучшила результат и лишь в двух ухудшила. КПРФ подтвердила, что на данный момент остается второй партией в рейтинге российских политических партий.
Списки ЛДПР, как обычно, делавшей ставку на популизм, в ряде регионов на нынешних выборах возглавлял лично Владимир Жириновский, что подчеркивало их особую важность для его партии, которой было нужно подчеркнуть свой "проходной" статус перед думской избирательной кампанией. В результате партия Жириновского смогла пройти в большинство региональных парламентов, причем с необходимым запасом прочности. ЛДПР прочно занимает позицию четвертой партии.
Таким образом, основные политические силы внесли мало нового в свои избирательные кампании. Сейчас в зависимости от результатов партии будут вырабатывать или корректировать стратегии, договариваться о финансировании, искать пути наиболее эффективной мобилизации своих сил и нейтрализации слабых мест. Это относится не только к первой четверке, но и к СПС, который после выборов 2003 года отчетливо сдвинулся влево в публичном пространстве.
После нынешних выборов конфликт либералов принял необратимый характер. Впервые СПС и "Яблоко" не стали координировать свои действия, а между партиями конкуренция значительно ужесточилась. Для "Яблока" выборы стали неудачей, которая может поставить под вопрос его участие в декабрьских думских выборах: в условиях ограниченности собственных финансовых, электоральных, организационных ресурсов партия натолкнулась и на очень жесткие административные барьеры.
СПС после победы в Пермском крае пытается сделать все, чтоб закрепить успех, не девальвировав его выборами 11 марта. Никита Белых возглавил списки во всех регионах. В ряде субъектов Федерации правые наладили отношения с местными властями. Кроме того, они продолжают рассчитывать на поддержку Кремля, дозируя свою критику в его адрес. В результате правые прошли на выборах в пяти региональных парламентах, но лишь слегка преодолев 7-процентный барьер. Таким образом, их положение выглядит нестабильным: в условиях наличия "Яблока" и появления спойлера в виде "Гражданской силы" СПС рискует оказаться на грани прохождения в Госдуму.
Как итог мартовских выборов: СПС и "Яблоко" достигли такой степени конфронтации, при которой говорить об их политическом сотрудничестве в будущем уже не приходится. При этом СПС утвердился на поле правой системной оппозиции, а "Яблоко" резко радикализируется: партия фактически выдавливается на улицу, лишаясь возможности участия в выборах.
Нынешние выборы стали очередным этапом в формировании партийной системы, в которой должно быть четыре-пять парламентских партий (в зависимости от того, какой будет судьба СПС) и несколько аутсайдеров, которые будут выполнять спойлерские функции, ограничивая возможности КПРФ, СПС. Нынешний формат, скорее всего, сохранится и на думских выборах. Он позволит "Единой России" серьезно претендовать на абсолютное большинство в Думе, хотя лишает ее комфортной позиции эксклюзивного доминирования.