Балльные танцы с гаишником

Российским водителям придется припомнить, какие правила и когда мы в своей жизни нарушили

В МВД водителям готовят новые санкции. После их реализации встречи с инспектором для многих станут незабываемыми. Потому что придется припомнить, какие правила и когда мы в своей жизни нарушили.

Полицейские хотят лишать водителей прав на срок до полутора лет за три «серьезных» нарушения одних и тех же правил дорожного движения. В законопроекте министерства в этом ряду указаны выезд на встречку, превышение скорости на 40 км/ч и более, отказ пропустить пешеходов и машину со спецсигналами.

Во многом похожий порядок действовал в советское время, хотя тогда народные избранники еще не додумались приравнять опасный для жизни маневр к мигалке. Десятилетиями в СССР существовала система «просечек», и работала она так. Инспектор останавливал машину и, если считал, что водитель нарушил правила, без суда и протокола ставил пометку («просечку») в талон. Три «просечки» грозили лишением прав. По окончании периода лишения требовали пересдать экзамен на знание ПДД. В противном случае — ходите пешком.

К слову, в конце 80-х этот вопрос волновал водителей едва ли не меньше, чем парламентская реформа. Под нажимом общественности указом Президиума Верховного Совета РСФСР в действующий административный кодекс республики внесли поправки и «просечки» ликвидировали. Но и люди с полосатыми жезлами не хотели лишаться сладкого пирога. Не успели высохнуть чернила на указе, как начальник Управления ГАИ генерал Федоров начал борьбу за балльную систему. И в 1992 году исполнительная власть узаконила балльную систему. За непристегнутый ремень полагался один балл, за превышение — три, попался пьяный за рулем — держи все пять. За 15 баллов в течение года права отнимали. Такой порядок продержался пять лет.

Как считает вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский, балльная система противоречит важнейшему принципу Конституции: за одно деяние дважды наказывать нельзя. Получается, человек штраф заплатил, но его лишают прав по совокупности старых грехов. Тем не менее с начала нулевых предпринимались неоднократные попытки вернуть баллы для водителей уже в новый Кодекс об административных правонарушениях. Но в итоге удалось только узаконить лишение прав за повторные нарушения на дороге.

А в 2015 году на суд общественности представили новый, совершенно драконовский административный кодекс. Продвигал новации экс-председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин. К счастью для автомобилистов, в Думу VII созыва он не прошел, а комитет возглавил Павел Крашенинников. Новый кодекс приказал долго жить. В том числе благодаря жесткой позиции председателя комитета по соцполитике Ярослава Нилова, который внес главный вклад в борьбу с балльной системой. Но сторонники драконовских мер не унимаются.

Из представленного законопроекта выходит, что инспектор сможет отнять права даже без суда. Вдобавок инициатива МВД противоречит ст. 19 Конституции о равенстве граждан перед законом, говорит Ольшанский. Почему, например, браконьерам или «зайцам» не положены баллы? Чем водители хуже? Как тут не вспомнить, что президент многократно призывал депутатов проверять законопроекты на взяткоемкость и коррупционность. Боясь лишения прав, народ полезет в карманы за купюрами. Все это именно так и было во времена, когда действовали «просечки» в талонах.

Слово эксперту

Петр Шкуматов, координатор движения автомобилистов «Общество синих ведерок»

— Советская система «просечек» порождала вымогательство денег гаишниками и другие подставы. Особенно не везло водителям, которым до лишения прав оставалось один раз нарушить ПДД. Но я считаю, что таких масштабов взяточничества точно не будет. Во-первых, три роковых нарушения должны зафиксировать инспекторы, а не камеры. Сегодня на дорогах стало меньше гаишников, в особенности после недавнего сокращения 10 тысяч инспекторов. Во-вторых, вдумайтесь: речь идет о наказании за три грубых нарушения за год! Но ведь среди них есть такие, после которых сразу суд и лишение прав.

Добропорядочным участникам движения бояться нечего. Напрягутся лихачи, хотя и не все: о безнаказанности чиновников на дорогах мы знаем. По-хорошему санкции для единичных нарушителей надо смягчать, заменять предупреждениями.

А для любителей систематически нарушать ПДД нужно дифференцировать наказание. Именно эта идея и реализуется в законопроекте. Страшно сказать: в стране 60 млн за рулем, и десятки тысяч ежегодно привлекают за пьяное вождение. Откуда берутся столь безответственные водители? Главный и всем известный ответ: от безнаказанности.