ОТЛИЧНИЦА, СПОРТСМЕНКА, КОМСОМОЛКА

ПОМНИТЕ анекдот: "Кто такой Брежнев?" - Мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачевой". Было

ПОМНИТЕ анекдот: "Кто такой Брежнев?" - Мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачевой". Было смешно. Сейчас не всякий даже поймет, чему смеялись, хотя двух десятилетий не прошло. Кого из нашей эпохи будут вспоминать через 50 лет? А через 100? Скорее всего, закончившийся век войдет в историю научными открытиями, меняющими мир, в том числе и началом освоения космического пространства. Но помнить будут только героев, что не всегда справедливо.
У каждого героя космоса был свой дублер. Тяготы подготовки - на двоих, а потом... Одному признание, другому - забвение. Не у каждого был шанс из него выбраться.
Для первого полета женщины в космос подготовили пять претенденток. Мир же знает имя только Валентины Терешковой. Но к этому же полету была готова и еще одна Валентина - дублерша Пономарева.
Валентине Леонидовне Пономаревой вполне подойдут слова: "Отличница, спортсменка, комсомолка". Вуз - МАИ, комсомол - само собой, спорт - самолетный. Ей даже в парадах доверяли участвовать. В 1962-м, когда по аэроклубам искали кандидаток, она работала в Институте прикладной математики, тесно связанном с отдельными аспектами космических программ. Поначалу пыталась выкраивать время для полетов, но работа его не оставляла. Много сил требовала и семья. Муж, недавний сокурсник, только начинал свою карьеру - его занимало инженерное оборудование новых самолетов, которое он вскоре стал испытывать уже в полетах. Работу по дому признавал только мужскую - гвоздь забить, диван передвинуть, табурет починить... А все остальные заботы ложились на ее женские плечи. И тем не менее быть первой в студенческой среде у нее получалось как-то само собой, и окружающих это нисколько не удивляло. В Институте прикладной математики, где требовался высочайший уровень интеллекта, она бралась за решение теоретических проблем наравне с учеными. Ее скоро заметил сам Келдыш, руководитель института. Именно он порекомендовал молодую способную сотрудницу тем, кто занимался отбором претенденток для полета в космос. Ей разрешили сказать об этом только мужу. Они были единомышленниками, и он, конечно, поддержал. При одном, впрочем, условии - что лично для него ничего не изменится. Выручила, как всегда, мама - забрала на время внука к себе. А дочка с ней даже поделиться радостью своей не могла... В Звездном городке до сих пор ходит байка о теще, которая в очереди похвалилась - мол, зять у нее будущий космонавт, за что тот без объяснений был моментально отправлен с семьей в дальний гарнизон.
Девушек выискивали в основном по аэроклубам - из числа парашютисток. Со всей страны набрали 58 претенденток. Комиссия сократила этот список до 20 человек. К подготовке допустили всего пятерых: Валентину Терешкову, Валентину Пономареву, Ирину Соловьеву, Татьяну Кузнецову и Жанну Еркину.
- Все девушки - опытные парашютистки, а у меня всего 10 прыжков, - вспоминает Валентина Леонидовна, - и почти десятилетний перерыв. Когда начались тренировки, сразу разбила копчик. Ходить почти не могла, но продолжала прыгать...
Самыми тяжелыми были морские испытания. Боевые скафандры шили персонально на заказ, и их, конечно, берегли, а тренировались в технологическом, который был одинаковым для всех. Он перекашивался, сползал, надутыми перчатками за скобу не ухватить, шлемофон постоянно съезжает на глаза, пот течет... Каким блаженством было, выбравшись, поднять стекло гермошлема, снять перчатки и опустить руки в воду. Конечно, мы знали, что ничего с нами не случится, помереть не дадут, в случае чего вытащат, откачают, но это было тяжелое испытание...
Хотя полет планировался как женский, программа подготовки ничем не отличалась от мужской. Те же перегрузки, те же требования, те же экзамены и зачеты. Жили на казарменном положении. Замужем была только она, Валя Пономарева. Можно было отпроситься домой, но отпускали не слишком охотно. Мужчины относились к девушкам покровительственно, охотно помогали, даже опекали по-своему. Другое дело - их отношение к самому факту женского космического полета. Это разделение по половому признаку кажется сейчас бессмысленным. Подгоняемые политическими амбициями, руководители СССР стремились любой ценой выиграть космическую гонку с США.
16 июня 1963 года Валентина Терешкова на космическом корабле "Восток-6" стартовала в космос. Ее полет длился 2 суток 22 часа 50 минут. Но увидеть подругу после этого им удалось не скоро. Терешкова и самой себе, по сути, больше не принадлежала, сначала став добычей медиков и психологов, потом - политиков, а после - завистников и сплетников. Но история ее жизни после "звездных" суток - это уже совсем другой разговор.
Позже в отряд гражданских космонавтов прошел отбор и муж Валентины -Юрий Пономарев. Он работал инженером по летным испытаниям двигателей. Готовился к полету на "Салюте-4" в 1975-м . И тоже остался дублером. Этот полет выполнили П.Климук и В.Севастьянов. Их даже называли "семья дублеров". Другой такой пары за всю историю пилотируемых полетов не было. Семьи космонавтов были, но чтобы семьи дублеров... А вот сыновья Понаморевых о космосе уже не помышляли - оба окончили физтех.
Валентина Пономарева поступила в адъюнктуру Военно-воздушной академии имени Жуковского. Ирина Соловьева, тоже имевшая техническое образование, стала учиться вместе с летчиками-космонавтами первого отряда. Для остальных девушек, не имевших высшего образования, в академии сделали специальный курс. Еще несколько лет они оставались в отряде, но в космос так и не полетели...
Сегодня кандидат технических наук Валентина Пономарева работает старшим научным сотрудником в Институте истории естествознания и техники, и лишь очень немногие знают, что эта хрупкая дама - полковник авиации, космонавт и дублер своей тезки - Валентины Терешковой.