ЗДЕСЬ ПЛОХОМУ НЕ НАУЧАТ

Переводчики немало поломали голову над факсом, который пришел в Брянскую воспитательную колонию

Переводчики немало поломали голову над факсом, который пришел в Брянскую воспитательную колонию из швейцарской деревни Песталоцци. Поняли, что там подготовили 3 тысячи франков для брянских невольников, но переводу не поддавалась одна фраза - деньги собирали по решению какой-то "суповой комиссии".
"Суповая комиссия" действительно существует. Находится в Песталоццидорфе - необычном поселении, где по два - три месяца живут дети из неспокойных стран - Югославии, Нигерии, Албании. Приезжают туда и посланцы России. Дети и воспитатели решают один раз в неделю отказаться от супа, а сбереженные таким способом средства пускать на доброе дело. За месяц скопили три тысячи франков и перечислили их в Брянск - для клуба воспитательной колонии. На эту валюту уже купили для каждого отряда акустическую гитару, аккордеон, ударную установку и фотоаппарат.
Сегодня в России действуют 64 колонии для несовершеннолетних. В них отбывают наказание 18 тысяч пацанов и 1200 их сверстниц. Еще с десяток лет назад в Брянской колонии тянули срок почти вдвое больше ребят, чем в настоящее время. Неужели детская преступность пошла на убыль? Увы, причина другая. Некоторые преступления "смываются" деньгами на стадии следствия, в других случаях до возбуждения уголовных дел и вовсе не доходит. Получается, что за решетку отправляют в основном лишь тех подростков, чьи родители бедны. Недаром же контингент колонии такой, что без слез смотреть нельзя, - заморыши. Один из нынешних невольников распрощался со свободой только потому, что утащил с колхозной фермы два десятка яиц. Родители беспробудно пьянствуют, а младшего братишку нужно чем-то кормить.
Как сделать, чтобы неволя не искорежила вконец неокрепшие души? Брянская колония всегда отличалась добрыми педагогическими традициями. Шесть лет назад велели создать следственные изоляторы для подростков. Но только в немногих городах сумели оградить пацанов от вынужденного знакомства с матерыми зэками. Следственный изолятор Брянской колонии рассчитан на сотню человек, его вполне хватает для всей области. Потому колония попала в число трех "зон", где решили провести новый трехлетний эксперимент. Он и должен доказать, что подростку, попавшему за решетку, до выхода на свободу не следует соприкасаться с миром взрослых преступников. Пока у "малолеток" есть шанс (лишь при образцовом поведении) продержаться в воспитательной колонии до 21 года. Ну а после этого их отправляют в зону для взрослых. А там блатная наука осваивается быстро. Так вот, эксперимент, к которому начали готовиться, позволит юному преступнику провести весь срок в воспитательной колонии, хотя и в особом отряде.
Мать москвича Андрея Живилова, когда узнала о том, что сын сможет избежать перевода в ИК и после наступления 18 лет, перекрестилась. Сам Андрей, надеющийся на условно-досрочное освобождение уже в мае, тоже убежден, что эксперимент будет полезен. Нет, не все пацаны понимают это, некоторых тюремная романтика влечет еще сильнее, когда случайно познакомятся с настоящими зэками в больнице. Но Андрей говорит, что с него и двух лет за решеткой достаточно:
"В Москве с чего началось? Как обычно, дискотеки, девочки, водка. Потом грабеж по пьянке. Тут вообще большинство за это сидит. Я в московском изоляторе буянил, да и тут поначалу ничего не хотел слушать, но воспитатели просто по-человечески стали со мной разговаривать. Когда 18 стукнуло, попросил не переводить в исправительную колонию".
Сегодня 17 малолетних убийц сидят в Брянской воспитательной колонии. У них нет надежды на досрочное освобождение. Однако эксперимент позволяет им остаться в воспитательной колонии до тех пор пока им не исполнится 26 лет, а значит, избегать пагубного влияния "взрослой" зоны.