НЕЗДОРОВАЯ ЛЮБОВЬ К ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ

В энергетике Россия и Казахстан просто обречены на сотрудничество: сеть электростанций, как и

В энергетике Россия и Казахстан просто обречены на сотрудничество: сеть электростанций, как и топливных баз, создавалась еще в советские времена не по географическим, а по экономическим соображениям. В результате расположенная в Казахстане Экибастузская ГРЭС и сегодня питает некоторые российские предприятия, а уголь с экибастузского разреза поставляется на российские станции, спроектированные и построенные именно под это топливо. И, наоборот, другие регионы Казахстана получают электроэнергию из российской единой энергосистемы. "Резать по-живому" такие связи, складывающиеся десятилетиями, - себе дороже (для обеих сторон). Следовательно, сторонам предстояло договариваться. Тем более что на самом "высшем уровне" и Казахстан, и Россия провозгласили твердый курс на интеграцию.
Цивилизованные отношения между государствами предполагают цивилизованное же разрешение долговых споров. И еще в 1998 году в числе прочих российско-казахстанских соглашений был подписан протокол о порядке погашения задолженности Республики Казахстан за полученную из России электроэнергию (сумма долга - 239 миллионов долларов). Свои подписи под документом поставили Анатолий Чубайс и тогдашний министр энергетики Казахстана Мухтар Аблязов. Схему выбрали следующую: поскольку денег у Казахстана не было, изыскивались другие методы погашения долга. Стороны решили, в частности, создать совместное предприятие на базе Экибастузской ГРЭС-2 и высоковольтной линии электропередачи Экибастуз - Омск. РАО "ЕЭС России" получало в этом СП 75 процентов минус одну акцию, а казахстанская сторона - 25 процентов плюс одну акцию (блокирующий пакет). Оценочная стоимость имущества ГРЭС и ЛЭП предполагалась в рамках 350-500 миллионов долларов.
Казалось, соглашение выгодно всем. Но уже третий год пошел, а дело не движется: СП как не было, так и нет. Причем, если судить по некоторым выступлениям местной прессы, причина в том, что у интеграционной политики президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и главы правительства Касымжомарта Токаева нашлись серьезные оппоненты. На деле же идет нечистая игра, в ходе которой ряд казахстанских финансово-промышленных групп пытаются извлечь свою выгоду из проблемы задолженности Казахстана перед российской энергетикой. Определенные дивиденды желают получить от этой сделки и высокопоставленные чиновники прошлого правительства Казахстана.
По информации "Труда", еще во время переговоров 1998 года казахстанские представители недвусмысленно намекали: успех создания СП во многом будет зависеть от возможности участия в его уставном капитале некоторых местных коммерческих структур (тоже должников РАО "ЕЭС России"), которые претендуют на... 25 процентов акций. Российской стороне в этом случае оставалось лишь 50 процентов минус одна акция - меньше контрольного пакета! Зато казахстанская сторона обещала занизить оценочную стоимость вносимого в СП имущества Экибастузской ГРЭС и ЛЭП до смешной цифры в 70 миллионов долларов. В этом случае Казахстан продолжал бы оставаться крупным российским должником за электроэнергию (примерно на 200 миллионов долларов) - зато новые "акционеры" за счет казахстанских долгов (фактически - на "халяву") становились бы обладателями четверти всех акций компании с потенциальной капитализацией в 500 - 600 миллионов долларов.
Российской стороне эти весьма сомнительные (если не сказать больше) предложения пришлись не по душе, и процесс реструктуризации энергетических долгов Казахстана замедлился. Осенью 1999 года в республике сменилось правительство, и в его новом составе Мухтара Аблязова уже не было. Многие считают, что президент Назарбаев в одном из своих выступлений имел в виду именно его, говоря: некоторые бывшие члены кабинета "нередко путали свои коммерческие интересы с государственными".
Однако отправленный в отставку министр, став местным медиа-магнатом, немедленно развернул в средствах массовой информации (в основном в собственной газете "Республика") воинственно-крикливую кампанию против несговорчивого российского партнера. Одни заголовки первополосных материалов чего стоят: "Игра в российские ворота", "Российский капитал создает свой форпост в Казахстане" и т.д. На деле же экс-министр просто-напросто не оставил надежд завладеть столь лакомым энергетическим кусочком.
Кстати, ставка Аблязова на пробуждение националистических настроений отнюдь не безобидна. Тем более что в роли нового лидера антироссийского лобби он отстаивает не только свои интересы. Сегодня немало других здешних олигархов старательно насаждают в общественном мнении образ этакого пугала российского капитала, захватывающего в свои тиски экономику Казахстана. Действует этот прием почти безотказно. И новому правительству Казахстана, которое вынуждено заниматься доставшимися "в наследство" энергетическими долгами республики, приходится противостоять не только наседающим борцам за национальную идею, но и высокопоставленным хапугам, рядящимся в белые одежды защитников отечества.