ФЕСТИВАЛЬ ИЛИ МЕЖДУСОБОЙЧИК

На нынешнем Всероссийском театральном фестивале снова выступили Марк Захаров с не таким уж новым спектаклем "Шут Балакирев", Лев Додин, уже представлявший свою "Чайку" на Всемирной театральной Олимпиаде, Петр Фоменко с "Войной и миром", о котором все давно написали много и подробно, а также их ученики Сергей Женовач, Григорий Дитятковский.

При этом остается загадкой, почему Олег Рыбкин из Новосибирска и Михаил Бычков из Воронежа приглашаются со своими "шедеврами" на московский смотр постоянно. Закралось даже подозрение, что кто-то из благотворительных побуждений решил помочь своим любимцам во что бы то ни стало вырвать хоть какой-нибудь приз... Возможно, этих "благотворителей" вдохновлял пример скандального режиссера Владимира Мирзоева, которого ругали едва ли не все, но, в конце концов, он поставил-таки замечательный спектакль "Сирано де Бержерак", и его включили в число лучших постановок "Золотой маски", а Максима Суханова наградили премией за лучшую мужскую роль. Впрочем, Авангард Леонтьев (один из первых лауреатов "Золотой маски"), и Евгений Миронов (удостоенный всех премий, какие только имеются в Москве, и сейчас похудевший на 14 килограммов ради роли князя Мышкина, которую собирается сыграть в телевизионном фильме) тоже считаются лидерами театральной Москвы. Но почему-то жюри не сочло нужным отметить удивительно смешной спектакль начинающего режиссера Владимира Машкова "Номер13" (МХАТ имени Чехова) с их участием. Неужели, не хватило чувства юмора?
С одной стороны, у нас любят эксцентричных артистов и буффонаду, а с другой - никак не привыкнут к тому, что на драматической сцене можно жестами заменять слово. Наверное, поэтому "Белую историю" питерского театра "Комик-трест", где Наталья Фиссон изображала одинокую и потешную королеву пластическими средствами, отнесли к разряду новаций. Все шло к тому, что по этой номинации постановщик Вадим Фиссон получит "Золотую маску", но потом жюри решило не рисковать и вручило премию знакомому театру "Тень" из Москвы с его куклами.
А потом выяснилось, что знаменитая "Федра" Расина в БДТ, поставленная Григорием Дитятковским, по мнению жюри, хуже раскритикованной в прессе "Чайки" Льва Додина, получившей Гран-при фестиваля. И как ни улыбалась председатель жюри Ольга Остроумова, вручая главную награду Алексею Порай-Кошицу, художнику театра, тоже получившему приз за лучшую сценографию, ее коллеги по ту сторону рампы сидели с застывшими от удивления лицами. Среди них не было ни Марка Захарова, ни Олега Янковского, видимо, заранее прознавших, что их "Шута" кинут.
Юрий Соломин накануне церемонии в приватной беседе с одним из авторов этих заметок сказал, что не надеется получить премию за роль Фамусова, поскольку у его коллег остается предвзятое отношение к Малому театру, и слава Богу, что наконец-то надумали вручить 90-летнему Евгению Самойлову приз "За честь и достоинство".
Зрительный зал Большого ревел от восторга, когда вручали приз за лучшую режиссуру Петру Фоменко в спектакле "Война и мир", а его любимую актрису Галину Тюнину награждали "Золотой маской" за исполнение ролей Анны Шерер, графини Ростовой и Марии Болконской.
На московском форуме зрители увидели и то, чего никогда не смогли бы посмотреть, не будь "Золотой маски", так как до Якутии добраться непросто. Андрей Борисов создал мощное эпическое действо под названием "Девушка-богатырь" - этакую якутскую "Илиаду", где соединились буддийская мистерия, фольклор и современные художественные выразительные средства. Критика пришла к единодушному мнению: свой приз она вручила любимому ученику Андрея Гончарова...
В музыкальных жанрах география "Золотой маски" уже не первый год имеет ярко выраженный "петербургский акцент". Нынче Северной Пальмире было особенно легко "обставить" первопрестольную, где Большой театр второй сезон подряд занят решением внутренних кадровых проблем и из-за постоянных перетрясок руководства то один, то другой спектакль выпадает из репертуара. На этом фоне Мариинский театр продемонстрировал преимущества стабильности, представив на фестивале целых пять спектаклей, в том числе три оперы: интересную, хотя не бесспорную в своей парадоксальности постановку "Китежа" Дмитрием Черняковым (премия за режиссуру), солидное, но довольно-таки бескрасочное (увы, и в дирижерском отношении тоже) прочтение "Валькирии", а также шутейного "Царя Демьяна". Отрадно, что в тени мариинских громадин не потерялась скромная по внешности "Богема" питерского театра "Зазеркалье". Казалось бы, идея вывести оркестр с дирижером на сцену давно уже растиражирована, но как артистичен в этом спектакле Павел Бубельников - поистине главный герой постановки, как естественно он ведет себя на подмостках!
Признаемся, несколько озадачило соседство в программе "Маски" подобных высокопрофессиональных работ с постановками, скорее, претенциозными, чем по-настоящему качественными. Конечно, всякий спектакль со знаменитым саратовским дирижером Юрием Кочневым заранее обречен на повышенное внимание публики, как было и на этот раз с приехавшим с берегов Волги "Риголетто". Увы, спектакль оказался неровным. Что же до оформления, то переизбыток световых эффектов и эклектика превратили серьезную оперу в подобие варьете.
Конечно, поддержать театральную провинцию - дело благородное. Но ведь главный критерий - все же качество. Как можно было включать в программу, например, явно провальный спектакль "Граф Люксембург" Новосибирской оперетты, не прибавляющий режиссерской славы все тому же Григорию Дитятковскому. Если бы не характерная роль, сыгранная ветераном театра Ольгой Титковой, то смотреть и слушать было бы здесь нечего.
При фактическом устранении из конкурса москвичей нетрудно было прогнозировать лидерство петербуржцев и в балете. Хотя позволим себе не согласиться с решением жюри, отметившего триаду одноактных спектаклей Джона Ноймайера. Даже солнечный Концерт для фортепиано с оркестром Равеля не спас дело, на сцене происходило нечто очень скучное.
Разочарование многим энтузиастам классического танца принес и мариинский "Щелкунчик". Впрочем, известно, что этот спектакль и задумывался этаким творческим бенефисом художника Михаила Шемякина, где хореография - лишь один из компонентов целого, главное же - общая атмосфера сказочности, которую удалось создать: перед зрителями словно оживала богато изданная детская книжка с роскошными картинками.
А вот если говорить о балете в буквальном смысле этого слова, то, пожалуй, не было на "Маске" конкурентов у новосибирской "Коппелии", поставленной питерцем Сергеем Вихаревым на основе версии Мариинского театра 1894 года. Здесь достоинства оформления (художник - также питерец Вячеслав Окунев), не заслонили яркости самого танца. Отрадно, что жюри исправило несправедливость экспертного совета, не включившего молодую балерину Анну Жарову, в список номинантов фестиваля: исполнительница получила специальный приз.
Лишь в одном музыкально-театральном жанре организаторы позволили себе отступить от "питеромании" - это современный танец. С невских берегов вообще никого не пригласили, вспомнив наконец о труппах Москвы, а заодно и Урала, прежде всего Екатеринбурга. Жюри предпочло отметить чуть ли не каждую из представленных работ. И в этом просматривалась своя странная логика: зачастую было трудно уловить, чем один спектакль отличается от другого - господствовала общая "интонация" квазифилософского мудрствования.
Мы не знаем, какие спектакли будут фигурировать на следующей "Золотой маске", только очень хотелось бы, чтобы на фестивале 2003 года было представлено как можно больше новых произведений, заслуживающих внимания художников, которые сегодня ждут, когда же для них освободится место под фестивальным солнцем.