МАСКА СОРВАНА. ЧТО ДАЛЬШЕ, ГОСПОДА?

Премия называется всероссийской, но ее все-таки лучше называть столичной, поскольку лауреатами в основном становятся театральные деятели Москвы и Петербурга.

Вот и на этот раз опять соревновались две столицы. В оперном и балетном искусстве преимущество было на стороне питерцев. Художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев увез в город на Неве два основных приза. Постановка "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова получила Гран-при в номинации "оперных спектаклей", а сам Валерий Абисалович признан лучшим оперным дирижером страны, молодой же постановщик Дмитрий Черняков назван лучшим музыкальным режиссером. Три балета Джона Ноймайера, поставленные в Мариинском театре, настолько покорили членов жюри, что оно дало ему приз за лучшую хореографию, поэтому теперь нашим мастерам придется равняться на балетмейстера из Германии. Лучшим балетным спектаклем признали "Коппелию" в Новосибирском театре оперы и балета. Пытались "восстановить справедливость" критики, учредив на фестивале свой приз. На этот раз они вручили его Якутскому драматическому театру за спектакль "Девушка-богатырь", созданный по мотивам национального эпоса "Олонхо".
В оценке произведений искусства всегда сложно добиться объективности, поскольку тут многое определяют личные вкусы и пристрастия. Тем не менее когда зрительный зал Большого услышал, что Гран-при в драме присуждается додинской "Чайке", у всех, можно сказать, отвисли челюсти, ибо при всем таланте руководителя Малого театра в Петербурге Льва Додина эту постановку трудно отнести к шедеврам. Зато как ликовала публика, узнав, что лучшим режиссером драмы признан Петр Фоменко, покоривший всех своей постановкой "Войны и мира", а его любимая исполнительница Галина Тюнина оказалась лидером в номинации на лучшую женскую роль, которых у нее оказалось в спектакле целых три: Анна Шерер, графиня Ростова и Мария Болконская. Максим Суханов, взбежав на подмостки прославленной сцены, вел себя как расшалившийся ребенок и постоянно смеялся, объясняя это тем, что, во-первых, никак не ожидал получить приз за своего Сирано, а, во-вторых, с детства не умел вести себя на людях "как примерный мальчик". Думаю, ему было от чего радоваться, ведь он опередил таких мастеров, как Юрий Соломин (Фамусов, "Горе от ума") и Олег Янковский (Петр I, "Шут Балакирев"). Не знаю уж, что чувствовал Марк Захаров, не получивший на этот раз главной премии за своего "Шута", но, наверное, приз зрительских симпатий навряд ли его утешил... Остается надеяться, что 365 банок кофе, подаренные театру фирмой Nescafe, как-то сгладили допущенную несправедливость по отношению к Ленкому. Впрочем, как говорил Пушкин устами Сальери, "нет правды на земле, но правды нет и выше". Ну а уж вокруг "Золотой маски", постепенно превращающейся в коммерческое дело, тем более ее не может быть. Судя по всему, директор фестиваля Эдуард Бояков взял все в свои руки и с молчаливого согласия Союза театральных деятелей и Министерства культуры раскручивает фестиваль по-своему. Ведь не постеснялся же он выступить в роли ведущего на торжественной церемонии закрытия "Золотой маски". Как будто для этого у нас нет знаменитых артистов. Когда-нибудь вы видели такое хоть на одном международном театральном фестивале? Ничего, еще не такое увидите...