ЧТО НАМ ГОТОВИТ "ПРОСВЕЩЕНЬЯ ДУХ"?

Есть известное высказывание: ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить. Нечто подобное нескончаемому ремонту наблюдается в нашей системе образования - начиная с 60-х годов российские школы и вузы непрестанно совершенствуют методы и формы внедрения в умы подрастающего поколения знаний о природе и обществе.

Еще не завершившись, одна реформа образования сменяется другой. Экономические и социальные перемены в стране вызывают необходимость пересмотра как содержания объема учебных программ, так и принципов их преподавания. Сейчас набившее оскомину у преподавателей слово "реформа" все чаще заменяется терминами "модернизация" или "развитие" образования. Однако суть не в выборе терминов. Суть в том, какие цели преследуют обсуждаемые изменения и каковы пути достижения этих целей.
Сегодня нередко слышишь: не миф ли утверждение о высоком уровне нашего образования, неужели оно вправду считается одним из лучших, если не лучшим в мире? Скажем так: то, что российская система образования действительно способна выпускать в жизнь хорошо подготовленную и эрудированную молодежь, высокообразованных молодых специалистов, - это факт. Но то, что сейчас эта система требует обновления и доработки в соответствии с требованиями времени и общества, - тоже факт. А для этого нужна весомая поддержка государства. Если начинать капитальный ремонт, то нужны и капитальные вложения. Иначе это опять будет покраска фасада школы перед приездом губернатора. Или компьютерные классы типа "потемкинских деревень" - давно устаревшие компьютеры.
Очевидно, что подготовка, проведение и результаты реформы образования непосредственно определяются уровнем преобразований в экономике страны. Должна быть хорошо подготовлена почва, чтобы можно было сеять семена и надеяться на добрый урожай. Выпускники вузов, квалифицированные и образованные специалисты должны быть востребованы собственной страной, а не только западной промышленностью и наукой. Но пока что мы можем предложить им очень немного...
У нас уже принята правительственная программа по реформе образования. Многое предусмотрено, задумано, обосновано. Что главное? Конечно, сохранение бесплатного базового среднего образования. Однако полностью концепция образования не разработана. Вот, скажем, широко обсуждаемый повсеместный переход на 12-летку. Не думаю, что все наше общество готово принять такой вариант. Хотя защитники проекта и говорят, что так наши дети будут менее загружены. Говорят, что хорошо, когда системное образование пролонгировано. Говорят, что на Западе такой срок обучения - норма...
Да, за рубежом это проверено временем, разработаны детальные учебные планы, все тонкости исследованы врачами и психологами. Но давайте уясним, что у нас-то еще нет всех необходимых элементов для совершения такого перехода, что мнение общества еще не вызрело, а единой и однозначной позиции у специалистов тоже нет. Думаю, что тот вывод, к которому пришел Госсовет, - рассматривать переход на 12-летнюю форму обучения как эксперимент, проводимый пока в нескольких регионах страны, - является верным. Через несколько лет у нас в руках будут не просто заверения и обещания на бумаге, а результаты реального изучения ситуации.
Есть в этом вопросе еще и такой исключительно важный момент: как будут призываться в армию мальчишки-выпускники 12-летки? Мое мнение однозначно: они должны иметь возможность попробовать свои силы на вступительных экзаменах в вузы. И мы обязаны предусмотреть отсрочку призыва для 18-летних выпускников. Наша цель - не забрить побольше таких пацанов, а создать условия для общего подъема уровня образования в стране.
Принять, конечно, можно разные реформаторские программы. Но хочу в связи с этим напомнить поучительную историю. В одном племени главный законодатель (скажем, вождь) велел, чтобы всякий, кто хочет уничтожить какой-либо из старых законов или ввести новый, выходил перед народом с веревкой на шее, чтобы если предлагаемое им новшество не найдет единогласного одобрения, быть удавленным на месте. Я человек совсем не кровожадный, но считаю, что решения следует принимать продуманные. И цель видеть, и механизм реализации знать наверняка, и цену просчитать. В таком исключительно ответственном деле, как изменения в системе образования, ни в коем случае нельзя доверять принятие или обоснование решений какой-то одной группе экспертов. Дело это касается очень многих, не только Минобразования, но и учителей, преподавателей вузов, специалистов по дошкольному обучению, врачей, психологов, ученых. Да и вообще всех нас - родителей, бабушек и дедушек. Самих учащихся и студентов, наконец. Надо прислушаться ко всем.
По поводу Единого государственного экзамена. Представляется разумным не спешить и в этом вопросе. И вот что еще хочу добавить. У нас система государственного тестирования разрабатывается хотя и недолго, но с учетом опыта многих стран, давно уже эксплуатирующих этот способ проверки знаний, с использованием нашего собственного огромного наработанного материала. Думаю, останавливать развитие этой системы недальновидно. В стране есть вузы, прием в которые вполне возможен только по результатам такого тестирования. Насколько я знаю, многие вузы разрабатывают в дополнение ко всеобщему тестированию и свои наборы тестов. Некоторые институты требуют, кроме тестов, сдачи и обычных устных или письменных экзаменов. И это разумно, поскольку, конечно, унифицированную систему требований для всех вузов создать невозможно, уж очень различаются факультеты, специальности; соответственно, и требования к абитуриентам у них разные. Однако задать некую единую шкалу знаний для выпускников всех школ страны, хотя бы по естественным наукам, ведь в гуманитарной области это намного труднее, да и вообще вряд ли возможно, наверное, вовсе не плохо. Между прочим, по математике и физике эти тесты совсем не просты - сам смотрел.
Мы должны построить такую систему, чтобы в ней предоставлялось не только всеобщее бесплатное среднее образование, но была бы и возможность обучения в частных школах и гимназиях. Но необходимо, чтобы коммерческие учебные заведения находились в определенном смысле под контролем государства. Чтобы не было так, как в XVI веке в Италии, когда родители должны были трижды платить за образование их детей: до начала учебы - первый раз, когда дети доходили в алфавите до буквы "К" - второй раз, а после изучения всей азбуки следовал полный расчет.
Знаете, что я заметил в последние годы? У абитуриентов сохраняется интерес к юриспруденции, психологии, журналистике, экономике, конкурс на эти факультеты по-прежнему высок. Но заметно возросла тяга и к естественнонаучным и инженерным специальностям, выросли конкурсы на эти факультеты. Молодежь ищет себя не только в гуманитарной сфере, но видит свое будущее и в науке, и на производстве. Это здорово. Помню, ведущий какой-то телевизионной передачи очень удивлялся, узнав у парня из аудитории, что он учится в Станкине, - дескать, неужели сейчас у нас еще кто-то учится строить станки, а не только руководить или считать деньги?
Но если мы думаем, что начинающий учитель согласится работать за тысячу рублей, опытный педагог - за полторы тысячи в месяц, а профессор университета - за две с небольшим, то лучше сразу прекратить разговоры о реформе. Если мы полагаем, что ремонт школы сделают родители учеников за свой счет, если мы забудем, что от качества дорог в сельской местности зависит и уровень знаний учащихся - иной раз до школы не доехать и не дойти, если мы не сумеем во всех школах страны дать каждому ученику весь необходимый набор, полную систему современных знаний, то мы своими руками разрушим будущее России. Всерьез относиться к модернизации системы российского образования - это значит тщательно просчитать все необходимые затраты, проанализировать наши возможности и пообещать лишь то, что мы в силах сегодня дать. Но твердо выполнить то, что обещали.