ПРОДАЕТСЯ ОСТРОВ НА ВОЛГЕ

В прошлом году охотников и рыбаков из небольшого городка Маркса на волжские острова вблизи деревни Чардым не пустили люди в камуфляже. Это теперь частное владение, заявили охранники рыбакам, чтобы духу здесь вашего не было.

В Чардыме находится летняя резиденция саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова. Сам глава губернии к злоключениям марксовских рыбаков отношения вроде бы не имеет. Но рядом с его резиденцией обосновались его приспешники и прочая областная элита, после чего для простых смертных доступ в эти места и оказался заказан.
- Волжские берега относятся к природным водоохранным зонам, на них распространяется особый правовой режим, земельные участки выкупать запрещено, - рассказывает заместитель начальника областного земельного комитета Олег Заковрягин. - Что же касается островов, то многие из них в ведении государственного лесного фонда. Лес на островах 1-й категории, а это значит, что его также нельзя приватизировать.
- И все-таки ни для кого не секрет - многие острова ушли в частные руки.
- С каждым таким случаем нужно разбираться отдельно, если приватизировать землю успели до принятия Земельного кодекса, ничего не поделаешь, закон обратной силы не имеет.
Многие волжские острова рукотворного происхождения - это остатки заливных пойменных лугов, затопленных в середине прошлого века в результате строительства на Волге гидроэлектростанций. Луга, а соответственно и острова потом принадлежали колхозам. На островах косили сено, пасли скот. Теперь многие хозяйства разорились, земля перешла в частные руки. Такая судьба постигла, например, остров Фишер, находящийся прямо против Маркса. Он, как и почти все земли берегового села Бородаевки, принадлежит теперь некоему предпринимателю, бывшему районному главе.
Но есть среди владельцев волжских островов и обычные граждане. Недавно в редакцию одной из саратовских газет пришло объявление: "Продаю остров". Алексей Николаевич и Светлана Павловна "проробинзонили" на своем острове в устье речки Иргиз без малого 13 лет. Поначалу жили там по долгу службы: Алексей Николаевич работал в этом отдаленном районе области егерем. Со временем супруги прикипели к острову душой, обустроились, вместо егерской сторожки возвели щитовой домик, обложили его кирпичом, занялись хозяйством. Благо развернуться было где - площадь острова 7 га. Егерь с женой обзавелись комбайном, тракторами, выращивали на острове подсолнечник, пшеницу, завели бахчу, держали скотину, гусей, уток, кур. Даже карпов в пруду пытались разводить. Единственный недостаток - отсутствие хорошей питьевой воды. Приходилось возить ее из соседнего села.
В начале 90-х егерю посоветовали землю приватизировать, мол, появились другие желающие поселиться на его острове. Он приватизировал незамедлительно.
Моей знакомой, заинтересовавшейся его коммерческим предложением, хозяин долго расхваливал достоинства своего острова: богатая охота - лоси, зайцы, косули, отменная рыбалка...
Три последних года сами владельцы острова там не живут, состарились, теперь на этой раздольной части суши управляются арендаторы - семья переселенцев из Сибири.