10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАЛОЖНИКИ ЛЮБВИ

Труд - Интерфакс
Опубликовано 01:01 17 Апреля 2004г.
Сначала было слово. И слово было "Халам-Бунду". Так необычно (разгадка названия - в финале) назвал свою новую пьесу известный прозаик Юрий Поляков, в последнее время активно вспахивающий скудно колосящуюся ниву современной театральной драматургии. А поставил спектакль во МХАТе имени Горького режиссер Сергей Кутасов, чуткий к ироничному, смешному слову на сцене. Премьера "Халам-Бунду, или Заложники любви", прошедшая под хохот публики и гром финальных аплодисментов, доказала это сполна.

Современная комедия сейчас напрочь изгнана со сцены. Говоря о сегодняшнем дне, драматургия либо впадает в суровый обличительный пафос (на сцене, например, того же доронинского театра), либо упивается криминально-детективными страстями, которыми, что скрывать, полна наша далеко не стерильная в юридическом смысле действительность. Отдал им некоторую обманчивую дань в своей пьесе и Юрий Поляков. В первых сценах спектакля в квартиру крупного ученого-этнографа (В. Косенков) и его супруги, в прошлом преподавателя марксизма-ленинизма (Г. Ромодина), врываются налетчики: развязный бизнесмен (П. Новиков) с "распальцовкой" и его мешковатый телохранитель (В. Шкуринский) с пистолетом и наручниками. Оказывается, впрочем, что грабить нищую профессуру они не собираются, а просто решили отсидеться денек-другой в неприметной московской квартире, спасаясь от других таких же "крутых парней". А для этого им на время придется взять профессорское семейство и забредающих к ним соседей - например, предводителя районного дворянства Лукошина (М.Кабанов), мастера по обцеловыванию всех и вся, - в заложники...
Этот мнимо-детективный ход понадобился драматургу для того, чтобы собрать под одной крышей (в буквальном, а не бандитском смысле этого слова) "новых" и "старых" русских, столкнуть их то в публицистически остром, то в иронично-смешном, то в откровенно ерническом противоборстве. Чего стоит хотя бы смешная дискуссия новоявленного бизнесмена и много повидавшего ученого о творчестве авангардистов и их копиистов, которая заканчивается остроумным приговором последнего: Малевича с его "Черным квадратом" плохо подделать нельзя...
Несмотря на эти и другие, куда более принципиальные, разногласия героев, МХАТ имени Горького спектаклем "Халам-Бунду" едва ли не программно отказывается возводить баррикады между поколениями и социальными слоями, что было обязательной приметой этого театра еще пять-десять лет назад. Авторам спектакля хватает ума, разящей иронии, чтобы посмеяться и над траченным молью лозунговым пафосом вчерашних марксистов, и над духовной непритязательностью современных нуворишей. Но в то же время театру достает проницательности, чтобы увидеть социальную обездоленность первых и неистребимую витальную энергию вторых. В финале спектакля "старые" и "новые" русские не то чтобы братаются на баррикадах классовых битв, но начинают слушать и временами даже, как ни странно, слышать друг друга. Потому что миром правит все-таки не политика и даже не экономика, а, как ни крути, им по-прежнему правит любовь. Хорошо "упакованный", однако чуток дубоватый "новый русский" и начитанная, но скромно одетая внучка профессора (А. Тюряева) под самый занавес спектакля полюбят друг друга, положив конец социальным распрям - пусть пока только в рамках одного семейства. Но авторы искренне, хоть и, возможно, несколько простодушно верят, что социальная гармония в нашем расколотом противоречиями обществе все-таки возможна. Если к образованности и честности одних взять да и добавить энергии и практической сметки других... Но это уже из области социальной фантастики, "неоутопии". Не исключаю, впрочем, что Юрий Поляков еще напишет пьесу в этом причудливом жанре.
"Халам-Бунду" - уже второй его опыт на сцене доронинского МХАТа. "Контрольный выстрел", поставленный несколько лет назад знаменитым кинорежиссером Станиславом Говорухиным, до сих пор идет в театре "на ура". Такая же судьба, уверен, ждет и спектакль "Халам-Бунду", наполненный мощным социальным подтекстом, неожиданными поворотами сюжета, искрометными репризами. Некоторые актеры пока произносят их чересчур старательно, а то и с нажимом, без должной импровизационной легкости, но это, надо полагать, дело наживное. Сам слышал, как после премьеры исполнители благодарили автора за сочную и точную пьесу, в которой есть что играть, и просили его написать для театра новое сочинение. Мол, Бог любит троицу. Юрий Поляков обещал подумать...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников