НЕБО ОТКРЫВАЕТСЯ

Самолет-разведчик стремительно набирает высоту. Стоило воздушной машине оторваться от земли, как начинается "болтанка". Самолет раскачивает так, что по салону почти невозможно ходить. Примерно минут 60 нам предстоит вести аэрофотосъемку именно в таких условиях. Как объясняют пилоты, происходит это из-за того, что самолет небольшой, летит довольно низко. Да и погода не удалась - сплошные порывы ветра.

Мы находимся на борту самолета Ан-30, который совершает тренировочно-испытательный полет вокруг подмосковного аэродрома "Кубинка". Машина создана на базе пассажирского Ан-24 и сертифицирована по нормам Международной организации гражданской авиации. Небольшой двухмоторный летательный аппарат превосходит по ряду параметров американский самолет-разведчик U-2. По крайней мере так говорят пилоты Ан-30.
- Наша машина может непрерывно летать более шести часов в любое время суток. При этом постоянно проводить аэрофотосъемку, - рассказывает один из летчиков. - За час полета можно сфотографировать до пяти тысяч квадратных километров территории. Вся информация тут же передается на землю.
Российские военные облетели на этом Ан-30 практически весь мир. Побывали в США, Швеции, Финляндии, Германии, Франции, Италии...
- Особенно запомнился 1997 год, когда мы летали в США, - продолжает летчик. - Ан-30 изначально не приспособлен для длительных перелетов, но замечательно выдержал испытание. Правда, добираться до Штатов пришлось три дня, естественно, с остановками.
Оказался же там наш самолет-разведчик на вполне законных основаниях - в рамках международного договора "Открытое небо". Он был заключен 19 апреля 1994 года рядом стран, среди которых Россия, США, Великобритания, Норвегия, Швеция, Чехия... Цель соглашения - большая открытость стран-участниц в плане контроля за вооружениями. Для этого и ведется аэрофотосъемка территорий.
А вот к нам иностранные инспектора не всегда прилетают на своих самолетах. Именно Ан-30, оснащенные российским специальным фотооборудованием и, естественно, с нашими экипажами, предпочитают американцы для наблюдения за территорией России. Они только следят за маршрутом и отдают команды типа "включить фотоаппарат".
Базируются самолеты-разведчики (на вопрос, сколько их, военные отвечать отказались) на подмосковном аэродроме "Кубинка".
- Наша квота составляет 42 полета над территориями других стран-участниц в год, - рассказывает начальник базы обеспечения договора "Открытое небо" подполковник Евгений Панин. - В ответ мы обязаны создать условия для наблюдения иностранцев за российской территорией. Но они должны предупредить нас о предстоящем инспекционном полете за 72 часа.
До сих пор Россия не использовала квоту по инспекциям территорий других стран. В самый "урожайный" 2003 год их было проведено лишь 13. Правда, в этом году число полетов планируется увеличить до 30.
Наш же учебно-тренировочный полет и в этот раз завершился успешно. А это значит, что и в следующем инспекционном полете Ан-30 летчиков не подведет.