ЭННИО МОРРИКОНЕ: "С ЖЕНОЙ ЗА ВСЮ ЖИЗНЬ НИ РАЗУ НЕ ПОССОРИЛСЯ"

Композитор Эннио Морриконе написал музыку более чем к 400 фильмам. Маэстро часто приезжает в Россию. "Труд-7" расспросил Морриконе о музыке, семье и Тарантино.

- К нашей радости, вы довольно часто бываете в России. С чем это связано?
- В России мне все время попадаются великолепные люди, я с удовольствием сюда приезжаю. Да и ко мне здесь всегда хорошо относятся, здесь очень симпатичные люди и красивые женщины.
- Расскажите про свою большую семью. Кто-то из ваших детей пошел по вашим стопам?
- Да, я счастливый отец. У меня четверо детей. Один сын - Джованни - театральный режиссер, учится в университете в Нью-Йорке, недавно предложил мне написать музыку к его новому спектаклю. Это будет наша первая совместная работа. Другой сын - Андреа - тоже пишет музыку к фильмам, дочь Александра - медик. Марко работает в агентстве авторских прав. Каждый нашел себя и весьма успешен.
- А ваша жена?
- С женой я живу уже более 50 лет. Мы с ней прошли бок о бок всю жизнь. И могу сказать, что за всю жизнь ни разу серьезно не ссорились. Конечно, в основном это ее заслуга, она очень мудрая женщина.
- В одном из ваших интервью я читала, что вы не знаете, что такое творческая муза, и не ждете никакого вдохновения, а просто каждый день работаете. Расскажите, откуда все-таки берутся идеи?
- Хочу сразу пояснить: я работаю не просто над мелодией, а над общей музыкальной структурой произведения, которое создаю. Идеи приходят тогда, когда они приходят. Если честно, я никогда не понимал, откуда они берутся. И потом, сами по себе идеи очень незначительны. Тут необходима огромная работа: нужно что-то исправлять, постоянно менять, переделывать, и тогда из идеи что-то получится. Вообще для написания музыки сначала надо встретиться с режиссером, чтобы понимать, как будет разворачиваться фильм. Немаловажен и стиль картины. Но нельзя сказать, что путь всегда один. Иногда достаточно просто побеседовать с режиссером, а иногда - прочитать сценарий.
- Поговаривают, что вы пишете музыку для голливудской экранизации романа Булгакова "Мастер и Маргарита".
- Об этом я слышу впервые. Когда-то давно, в 1970-е, я написал музыку для югославской экранизации этого гениального романа. Поскольку заказ был очень срочным, мне пришлось полностью на нем сконцентрироваться. И, кажется, мне удалось написать очень красивую музыку. Я даже уверен, что она мне удалась больше, чем знаменитая мелодия Мориса Жарра к фильму "Доктор Живаго". Но фильм "Мастер и Маргарита" не имел такого коммерческого успеха, и это прошло незамеченным. А вы слышали эту музыку?
- К сожалению, нет... Слышала историю про Тарантино, который, так и не дождавшись от вас музыки, воспользовался без спроса вашим именем в титрах своего фильма "Убить Билла".
- Нет, Тарантино хотел, чтобы я написал ему тему длиной в две с половиной минуты. Я не счел, что ради этого предложения есть смысл лететь за океан. И отказал ему.
- Но тем не менее он поместил в титрах благодарность вам за сотрудничество, а мелодия, написанная другим композитором, очень напоминает что-то из ваших произведений.
- Ну этого я уже не знаю. Знаю только, что он очень хотел моего появления в его картинах. И уже в следующем фильме заказал мне саундтрек гораздо длиннее. Осознал, видимо, свою ошибку. (Смеется.)
- Но все же, если приходится сталкиваться с плагиатом, как вы на него реагируете?
- У меня, признаться, нет времени за этим следить. Я очень редко хожу в кино, почти не смотрю ничего из того, что сейчас выходит на экраны. Могу предположить, что, возможно, где-то и используются какие-то фрагменты моих произведений. Но у меня нет ни времени, ни желания это выяснять, разбираться, что-то требовать.
- Вы направляли детей? Поощряли их занятия музыкой?
- Никак не направлял и ничего не советовал. Конечно, они все тоже получили музыкальное образование и хорошо разбираются в музыке. Что касается Андреа, его она с детства увлекала больше всего. Это призвание, видимо. Андреа пишет прекрасную музыку для кино, а также великолепную классическую музыку, которую я называю абсолютной.
НАШЕ ДОСЬЕ
Эннио Морриконе. В этом году композитору исполнится 80 лет. О дате его рождения сведения расходятся: это или 10 ноября, или 11 октября 1928 года. В 9 лет начал заниматься в Консерватории святой Цецилии. Там же получил три диплома: по классу трубы, по классу оркестра (фанфар) и по классу композиции. В начале 1950-х начал заниматься аранжировкой песен для радио, а затем для телешоу. Тогда же начал писать музыку для фильмов. Широкую известность получил после работы с режиссерами Серджио Леоне и Бернардо Бертолуччи. Написал музыку более чем к 400 картинам, среди которых "Хороший, плохой, злой" (1966), "Профессионал" (1981), "Однажды в Америке" (1984), "Неприкасаемые" (1987), "Лолита" (1997), "72 метра" (2004). Награжден "Золотым львом" Венецианского фестиваля за выдающиеся творческие достижения, "Золотым глобусом" за картину "Легенда о пианисте" (1998), "Оскаром" за вклад в развитие кинематографа. Женат с 1956 года на Марии Травиа. Четверо детей.