Идущий налево — не лев

Французские режиссеры препарируют адюльтер

В прокат выходит фильм «Право на «лево», снятый группой режиссеров. Кинообозреватель «Труда» испытал большое сочувствие и к изменникам, и к обманутым.

«Право на «лево» — феерический сборник длинных и совсем коротких киноновелл, которые иногда сюжетно переплетаются. Например, мужчина по имени Тибо (Гийом Кане) успел затолкать под матрас трусики любовницы, но к некстати вернувшейся жене выбежал песик с последней уликой в зубах — а в следующей, более развернутой истории Тибо со скромной гордостью отвечает на вопросы ведущей тренинга для изменников: отвечает правильно, поскольку ходит на занятия уже 5 лет. Изменники разнообразны и забавны: геронтофил, преуспевающий адвокат, спортсмен, который сумел произнести фразу «Это не то, о чем ты думаешь» в такой неописуемой ситуации, что ему остается только зааплодировать.

Идея фильма про неверных мужей пришла в голову Жану Дюжардену, недавно получившему «Оскар» за роль в «Артисте» Мишеля Хазанавичуса. Красавчик Дюжарден будто создан для того, чтобы сниматься в картинах про адюльтер, а пару ему составляет Жиль Лелуш: он не так хорош собой, но зато на его лице написано изрядное жизнелюбие и полное нежелание отвечать за свои поступки. Лелуш и Дюжарден играют практически во всех длинных новеллах: то вдвоем, изображая пару друзей-ходоков, то по очереди — рассуждают о том, что не изменять невозможно, путаются в показаниях, не отвечают на звонки жен и делают трогательные физиономии, возвращаясь под утро домой и готовясь врать. Лучшее в фильме, в котором смеха и горечи примерно пополам, — это именно выражения лиц: мужские «ну ты же у меня умная, сама что-нибудь придумай» и женские, обреченные, похожие на застывшие маски. Без выведения морали режиссеры обходятся, но жизнь лгунов-изменщиков тоже не похожа на триумфальное шествие: один из мужей, начав ухаживать за юной девицей, почувствует себя ненужным стариком, второй, рассказав жене о походе налево, неожиданно услышит ответное признание — и этот мстительный сюжет сделан единственной женщиной в режиссерской команде, Эмманюэль Берко. А в самой прекрасной новелле, снятой как раз Хазанавичусом, герой Дюжардена, несмотря на внешность, окажется отвергнутым всеми дамами, вплоть до самых несимпатичных: может, дело в том, что он совершенно не умеет рассказывать анекдоты, а может, и в том, что они чувствуют его мужскую ненадежность. Да и какой надежности можно ждать от человека, который никак не выберет, направо ему идти или налево, — в отличие от Тибо, на лице которого большими буквами написаны все его сластолюбивые намерения.