«Ситуация улучшилась»: Медведев доволен борьбой с коррупцией

Но принимаемых мер недостаточно, уверены премьер и эксперты

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в целом доволен успехами страны на ниве борьбы с коррупцией. Об этом политик заявил на выступлении в Госдуме 17 апреля. 
 
В то же время не обходится и без трудностей, признаёт премьер. «У нас еще масса проблем остается, которыми мы должны совместно заниматься в сфере борьбы с коррупцией», - цитирует Медведева ТАСС. В стране действует план по противодействию коррупции, рассчитанный до 2020 года. По словам главы кабмина, правительство и Дума работают в рамках этого плана сообща. 
 

Пару слов о хорошем

«Наше антикоррупционное законодательство одно из самых динамично развивающихся в мире, сказал порталу TRUD.RU глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – У нас большие успехи в борьбе с бытовой коррупцией: МФЦ, камеры на дорогах и возможности взаимодействовать с государством через интернет снижают риск взяток». Ещё лет семь назад россиянину приходилось «давать на лапу», чтобы получить загранпаспорт. Сегодня процедура значительно упростилась, сказал Кабанов. 
«С мелкой коррупцией действительно эффективно борются в больших городах, - соглашается специалист Центра антикоррупционных исследований и инициатив Денис Примаков. – Ключевое здесь: открытость». 
 
Важным достижением можно считать и то, что президент считает коррупцию одной из угроз национальной безопасности, а это – уже определённый вектор для дальнейшей работы, отметил Кабанов. Среди положительных маркеров эксперт назвал тренд на появление среди обвиняемых правоохранителей и крупных чиновников. «Согласно закону о декларировании имущества, органы изъяли у чиновников десятки миллиардов рублей», - сказал специалист. Снизилось давление на бизнес, уменьшилось число проверок, говорит он. Если верить генпрокурору Юрию Чайке, в прошлом году силовики отменили почти 200 уголовных дел в отношении бизнесменов.
 
«Подрастает поколение политиков и хозяйственников, которое в отличие от дедов и отцов не так сильно настроено брать и давать взятки», - выразил надежду Кабанов. 
Само по себе присутствие оппозиционеров в региональных администрациях не спасёт от коррупции: с этой мыслью Медведева согласны оба опрошенных «Трудом» эксперта. «Оппозиция может так или иначе меняться, и это внесение политического инструмента в обычную государственную деятельность», - настороженно прокомментировал Медведев предложение делегировать оппозиции контрольные полномочия. 
 
«Неважно кто сидит в кресле: партийная принадлежность не гарантия от грязных рук, - говорит Кирилл Кабанов. – Вот Кудрин, по сути, оппозиционер. И он смог реформировать Счётную палату, человек на своём месте». «Оппозиционные партии у нас лишь одно название, в текущих условиях перемена фигур мало что изменит», - сказал порталу TRUD.RU Денис Примаков. 
Премьер поддержал развитие общественного контроля в борьбе с коррупцией, в этом с ним согласился Кирилл Кабанов. 
 

Мрачная сторона побед

С 1 июля общественники потеряют право оспаривать госзакупки, говорит Денис Примаков. «Или премьер не в курсе, или чего-то недоговаривает», - заметил эксперт. 
 
«Уголовная статистика вроде бы улучшилась: больше чиновников сажают за взятки. Но это не институциональные улучшения, а ситуативное достижение правоохранительных органов», - считает Примаков. В институциональном смысле всё довольно печально: под предлогом опасности западных санкций всё больше информации закрывается. «Так, 4 апреля правительство разрешило попавшим под санкции юридическим лицам не раскрывать о себе информацию. Это породит злоупотребления. Под разговоры о санкциях мы откатимся лет на десять назад, - предупреждает специалист. – Можем наблюдать эрозию антикоррупционных мер в угоду антисанкционным».  
 
Настораживают тревожные предложения Минюста прощать чиновников за нарушение антикоррупционного законодательства вследствие «непреодолимой силы», отметил эксперт. В целом коррупция «в верхах» - надолго, уверен Примаков. «Где бьются за ренту – там и коррупция», - заключил специалист. 
 
«Полная победа над коррупцией невозможна. Большая часть элит после 1991 года сформировалась на коррупционных доходах», - сказал Кирилл Кабанов. 
 
Стоит внедрить в закон понятие практического выгодополучателя: элиты по-прежнему скрывают за спинами близких своё имущество. Вопреки пожеланиям правозащитников надо ужесточить наказание за хищение госсобственности на срок от 10 до 25 лет, убежден Кабанов. «Мы должны научиться возвращать украденные активы. Вернул деньги, например, из-за рубежа – получай 10 лет колонии вместо 25», - сказал эксперт. 
 
Следует усовершенствовать механизм антикоррупционной экспертизы. Во время существования «Открытого правительства» он функционировал, сейчас образовался вакуум, и прошлые наработки могли бы пригодиться, считает Кабанов. «Мы не можем толком ответить на вопросы: зачем тратить деньги на уменьшение дорожных знаков? Кто получит средства от внедрения платных перекрестков?», - возмущается специалист. 
 
Сложно не согласиться с экспертом: коррупция – это болезнь, и лечить её лучше не революцией, но спокойными продуманными мерами. В то же время уличные выступления стимулируют активность государства в борьбе с коррупцией, признаёт Кабанов.