03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧЕЧЕНСКАЯ НЕФТЬ

Янченков Владимир
Опубликовано 01:01 17 Мая 2000г.
Дымные шлейфы горящих скважин - зловещий сегодняшний атрибут нефтеносных районов Чечни. Отравляя воздух, в знойном мареве бесследно исчезают миллионы тонн "черного золота" - главного богатства республики. А в бескрайних степях равнинных районов как знаки беды стоят десятки скелетов разграбленных буровых вышек. Безжалостным катком прошли войны по богатой нефтью чеченской земле.

В Грозненском районе, неподалеку от селения Виноградное, возле одной из буровых замечаем группу мужчин. Взгляды настороженные, выжидающие. Знакомимся. Майрбек Султанов, Салман и Юнади Юсуповы, Ахмет Келиматов. Майрбек - мастер буровой, остальные - его помощники.
- Ну что, принимаетесь за работу?
- Да нет, - отвечает Султанов, - до работы еще далеко. Пока - вот уже целых три года - только сторожим буровую, чтобы ее окончательно не растащили...
Рабочие рассказывают, что сами сооружали буровую N 26, до войны успели пройти 5300 метров, осталось всего ничего - какая-то сотня метров. Но - пришли к власти боевики, и все кончилось. Наиболее ценное оборудование бандиты разграбили, кое-что бригаде удалось попрятать в своих домах. Теперь вот сторожат вышку-кормилицу, чтобы мародеры вовсе не снесли ее на металлолом.
- Мы - потомственные нефтяники, - говорит Салман Юсупов, - наше дело - разведывать и добывать нефть. И хоть вышка пока не действует, будем ее охранять до лучших времен. Правда, делать это приходится на голом энтузиазме, зарплата-то нам еще не идет. Полномочный представитель правительства РФ Н. Кошман обещает до конца года восстановить значительную часть разрушенных нефтяных скважин. Значит, дойдет очередь и до нас, разведчиков нефти. Так что живем надеждой...
Чтобы увидеть живую нефть, даже не нужно далеко уходить от дорожного асфальта. У селения Виноградное, вдоль нефтепровода, тянущегося параллельно шоссе, - целые озера остро пахнущей бурой жидкости. Подходи и черпай сколько угодно. А если отодвинуть задвижку на "фонтанке" - трубопроводе, то и цистерну подгоняй. И все годы сепаратистского беспредела именно так и богатели бандитские главари и их прихлебатели. Да и сегодня еще в балках и лощинах немало "самоваров" - примитивных мини-заводов, воровски перерабатывающих народное достояние. Не случайно в Чечне возобновил свою деятельность отряд специального назначения по ликвидации этих "самопальных" объектов.
Но, как бы то ни было, нормальная, созидательная жизнь все смелее вступает в свои права, начинает работать на возрождение экономики. От Толстой-Юрта на железнодорожную станцию Червленная-Узловая уже потянулись вереницы автоцистерн, наполненных нефтью.
- Поскольку настоящей, промышленной, системы отгрузки нефти еще нет, - рассказывает глава администрации Грозненского (сельского) района Мауди Урузбаев, - мы на первых порах применили временную схему. Нефть из скважин месторождения Ястребинское самотеком поступает в специальные резервуары-накопители в районе селения Толстой-Юрт, а оттуда на железную дорогу отправляется частными автоцистернами. Республиканское нефтегазовое управление заключило с водителями-частниками трудовые соглашения, а списки владельцев этой техники утверждены военным комендантом района. Колонны нефтевозов сопровождает военная бронетехника, чтобы исключить нападения на них диверсантов-боевиков. Ежесуточный дебит пяти скважин Ястребинского месторождения - 200 тонн нефти.
Вместе с нефтью поступает попутный газ, который используется на бытовые нужды окрестных населенных пунктов.
За последние пять месяцев мы отгрузили уже 355 железнодорожных цистерн, это 6 составов. В целом выручено более 50 миллионов рублей. На эти деньги закуплены стройматериалы и продукты - стекло, цемент, шифер, мука. На долю нашего Грозненского района пришлось 7 миллионов рублей. На них задействована крупная птицефабрика, из инкубационного яйца уже получены цыплята. Первые партии продукции уже отправлены для продажи населению.
В ближайшие дни на станции Червленная-Узловая начнет работать нефтеналивная эстакада с ежесуточной отгрузкой до одной тысячи тонн нефти. Здесь будет сконцентрирован весь нефтедобывающий пучок скважин из Грозненского и Шелковского районов.
Так что чеченская нефть уже пошла, она работает на восстановление разрушенной экономики республики. Но вот беда: железнодорожники станции Минеральные Воды не справляются с подачей необходимого количества пустых цистерн. Нередко нефтеотгрузочный комплекс вынужден простаивать из-за этого по 2-3 дня. И это в то время, когда каждая капля ценного сырья для чеченцев - на вес золота. Обязательно напишите об этом в вашей газете...
Надеемся, что руководство Северо-Кавказской железной дороги и товарной станции Минеральные Воды услышат тревожный сигнал из Чечни и помогут нефтяникам. Главная отрасль республики становится на ноги. это, понятно, сложный, отягощенный наслоениями недавнего прошлого процесс. Вскоре должно быть создано государственное унитарное предприятие "Грознефть", которое вместе с компанией "Роснефть" будет восстанавливать и совершенствовать нефтяной комплекс республики.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников