06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЕХАЛ "ДИЛИЖАНС" ПО "МОСТУ ВАТЕРЛОО"

Вартанов Анри
Статья «ЕХАЛ "ДИЛИЖАНС" ПО "МОСТУ ВАТЕРЛОО"»
из номера 088 за 17 Мая 2001г.
Опубликовано 01:01 17 Мая 2001г.
Первая половина мая - пора праздников, богатых воспоминаниями. Не только информационные, но и музыкальные программы этих дней полны кинохроники 1941-1945-х годов. Впрочем, телевизионщики использовали ее чаще всего шаблонно, без всякой выдумки.

В клипы, где нынешние поп-звезды, облачившись для пущей убедительности в военную форму, исполняли песни времен Великой Отечественной, непременно вставляли ставшие от частого употребления стертыми кадры: ноябрьский военный парад 41-го года, водружение Знамени Победы над поверженным рейхстагом, фашистские штандарты, брошенные нашими солдатами к подножию мавзолея на Красной площади...
Характерно, что и двухчастная программа "В объективе - война. Фронтовые кинооператоры" (ТВЦ), обязанная, казалось бы, трепетно относиться к бесценной хронике тех четырех лет, оказалась полна кочующих из передачи в передачу кадров. Немногие оставшиеся в живых операторы рассказывали с экрана о своем военном творчестве, но телевизионщики почему-то перебивали их повествование съемками, сделанными другими людьми на других участках фронта и подчас даже в другое время. Вместо живой памяти конкретных людей перед нами - окрошка из первых попавшихся под руку хроникальных сюжетов. И это при том, что все странички киножурнала "Новости дня" военной поры непременно имели титры с указанием имен операторов. Так что разыскать в киноархиве подлинные работы участников телепередачи - а это все люди в кинематографическом мире известные - было не так уж трудно. И тогда воспроизводимые отрывки, перестав выглядеть "телеобоями" на все случаи жизни, обрели бы иное значение. Перекличка времен на малом экране может быть весьма плодотворной. На том же канале в последние недели идет превосходно задуманный цикл "Наше трофейное кино". В нем рассказывается о знаменитых зарубежных лентах, которые появились на наших экранах в первые послевоенные годы.
В получасовых выпусках в краткой форме дайджеста нас знакомят с содержанием "трофейных фильмов". Но, главное, что в качестве "гида" выступают известные актеры, которые в свое время видели эти ленты. Они вспоминают свои тогдашние впечатления, вводят в проблематику произведения, обращают наше внимание на те или иные эпизоды.
На минувшей неделе прошли четыре кинематографические встречи. О "Дилижансе" рассказал Анатолий Кузнецов, о "Мосте Ватерлоо" - Михаил Глузский, о "Девушке моей мечты" - Юрий Соломин, о "Судьбе солдата в Америке" - Михаил Ульянов. А чуть раньше Михаил Козаков вспоминал для нас о "Серенаде Солнечной долины", Ольга Волкова - о "Петере", Александр Лазарев - о "Леди Гамильтон", Валентин Гафт - о "Тарзане". Впечатляющая череда встреч - и с памятными фильмами, и с любимыми актерами.
У меня есть немало конкретных претензий к каждой из передач цикла. В одном случае не названо имя режиссера ленты хоть он и классик кино. В другом - слишком много времени отдано пересказу подробностей сюжета, уводящих в сторону. В третьем - не сделан должный акцент на художественном контексте, в котором появился фильм. Но эти недостатки меркнут перед основным достоинством, телевизионным по своей природе. Сопрягая прошлое с настоящим, обнаруживая стык времен, "Наше трофейное кино" демонстрирует истинные возможности ТВ в расширении и углублении взгляда на жизнь.
Впрочем, соединение разных начал не всегда ведет к успеху. Об этом свидетельствует принципиальная неудача фильма "Первое мая" (РТР) в исполнении питерских кинематографистов. Замысел ленты был любопытным: через одно и то же место действия - подъезд старого дома в центре северной столицы, куда заходят выпить друзья - участники первомайской демонстрации, - показать судьбу целого поколения.
Мы встречаем героев фильма весной 1934-го, а затем год за годом следим за ними, приходящими всякий раз в день Первомая в этот подъезд. Проходят 1937 год, война, хрущевская оттепель сменяется брежневским застоем, наступает перестройка - и так до 2000 года. Авторы монтируют сыгранные актерами сцены с праздничной хроникой разных лет, надеясь таким приемом придать своей истории черты подлинности и философичности. Но, увы, два пласта - игровой и документальный - никак не сопрягаются друг с другом. Они лишь подчеркивают нарочитость положенной в основу произведения мысли и откровенную заданность драматургии. О чем можно только пожалеть.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников