БЕЗРАБОТНЫЙ АЛ ГОР

У американцев принято оценивать не только первые сто дней нового президента, но и тот же срок его предшественника вне Белого дома. Насчет Билла Клинтона имеется то, что называется консенсус. Его четко сформулировал эксперт политологического Брукингского института по истории президентства д-р Стифен Хесс: "Без всякого сомнения, это катастрофа. Подобных 100 дней еще не было". Имеется в виду, что действия Клинтона и его жены в последние дни пребывания в Белом доме (помилования весьма сомнительным личностям, увоз казенной мебели и т.д.) вызвали даже у их политических союзников такое отвращение, что лидер демпартии фактически лишился в ней влияния, а большинство приглашений выступить с лекциями по минимальной цене 100 тысяч долларов были аннулированы.

За всем этим скандальным шумом выпал из общественного поля зрения клинтоновский соратник, неудавшийся президент Альберт Гор. Как-то боком прошло сообщение, что он приглашен в Нью-Йорк профессором на факультет журналистики именитого Колумбийского университета. Этот факультет считается лучшим в Америке среди ему подобных. Прочитали об этом в прессе и забыли. А Гор-то, оказывается, тоже отличился со своими "ста днями". Да еще как! Он сумел продержаться на профессорском месте только один первый семестр, после чего экс-вице-президент стал еще и экс-профессором. То есть в отличие от своего партнера по бывшей комиссии Гор - Черномырдин безработным, поскольку других предложений у него не имеется.
Собственно, их и изначально, после провала попытки стать президентом, было не густо. А точнее, ни одного. Выяснилось, что это Рид Хандт, бывший глава Федеральной комиссии по телекоммуникациям, составил Гору протекцию: позвонил своему другу, декану того самого факультета Тому Голдстайну и попросил пристроить недавнего второго человека государства. Декан пошел навстречу: все-таки знаменитость, много знает, когда-то несколько лет проработал в печати. План курса лекций для новоиспеченного профессора разработали в рекордные два дня. Но дальше дело пошло труднее.
Деканат, естественно, хотел, чтобы такую фигуру послушало как можно больше студентов, а фигура соглашалась работать только с ограниченным числом слушателей. Тогда прибегли к беспрецедентному решению проблемы: провели лотерею среди желающих, и право слушать профессора Гора получили 100 счастливчиков. Конечно, СМИ проявили интерес к необычному явлению, но журналистам отказали в праве присутствовать на лекциях. Когда же стало известно, что пресса предпринимает попытки заключить договоры со студентами о репортажах с этих лекций, они были объявлены закрытыми. И это на факультете, первая заповедь которого - гласность!
Как оказалось, все эти предосторожности были не напрасны. Но и они не смогли предотвратить того, что произошло: студенты убедились в полной лекторской несостоятельности того, кто хотел стать главой их государства. На лекционной кафедре в отличие от того, к чему Гор привык, у него не было экранов-телепромптеров, с которых он мог считывать приготовленный штатом помощников текст, а без этого он стал беспомощен. И число 100 начало с каждой лекцией убывать, хотя, пытаясь спасти положение, Гор приглашал на них разных знаменитостей, предоставляя им вместо себя отвечать на вопросы.
Во всех без исключения американских университетах издавна существует непреложный закон: преподаватель лишь настолько нужен данному вузу, насколько он способен заинтересовать свою аудиторию. Именно так и случилось с Гором: ректорат Колумбийского университета отказался продлить с ним контракт. Теперь, говорят, он засел за книгу, хотя авансов ему (как, скажем, бывшей первой леди Хиллари, получившей 8 миллионов долларов) издательства не предлагали. Правда, пишет он эти мемуары вместе с супругой Типпер, так что, глядишь, из этой затеи что-нибудь и получится - жена у него толковая.