ПЕКИН ЗАЖДАЛСЯ ПЯТИ КОЛЕЦ

Вице-мэр Пекина господин Лью Джингмин быстро убедил меня в этом, легко оперируя цифрами. В гигантском городе живет сейчас 12 миллионов человек, а в могучей супердержаве - 1,2 миллиарда из тех шести, что населяют Землю. Так вот, в стране провели два опроса - кто за Олимпиаду? По данным независимого китайского института, олимпийцев готовы принять с распростертыми объятиями более 94 процентов их сограждан. А если верить ученым из института Гэллапа, то 94,9.

Но и без всяких цифр видно, что Пекин во власти деловой предолимпийской лихорадки. Право провести Игры еще предстоит завоевать, а весь город в огромных, как, быть может, и подобает столице-великану, олимпийских плакатах. Глазу просто невозможно не увидеть лозунга, выведенного иероглифами и на английском: "Новому Пекину - великую Олимпиаду-2008". Тут же на плакате символ Игр.
- Он у нас на все вкусы и на любое воображение, - объясняет мне Чанг Гуи из заявочного комитета Пекина. - Это и бегущий человечек. И один из китайских символов - дракон. А если приглядеться, то и велосипедист, которых в нашем городе по-прежнему множество.
Их - миллионы, пекинцев, сноровисто жмущих на педали и привычно маневрирующих между машинами всех марок - от нашей "Лады" до шикарных "мерседесов". Пожалуй, китаец на велосипеде - единственный оставшийся "в живых" вечный стереотип, то старое и, по-моему, доброе, что сохранилось в городе от наших советских представлений о Китае. Не видно больше парней-девчат в синих маодзэдуновках. Да и портреты самого Мао попадаются лишь изредка. Великого кормчего особо не хулят, но и не хвалят. Выросло и приходит к власти новое поколение, которое знает о большом скачке и хунвэйбинах, уничтожавших все западное, в основном по учебникам.
В Пекине строительный бум. Пекинский аэропорт заставляет еще раз вспомнить всю убогость нашего Шереметьева. Широченнейшие дороги, по которым авто мчатся и в четыре, и в пять рядов, не чета российским колдобинам. Но что поражает, так это десятки, сотни высоченных зданий и гостиниц, многоярусных магазинов, бизнес-центров, банков, гостиниц... Доводилось мне живать в классных отелях, но в таком, как только что отреставрированный "Пекин", - никогда. Вот уж действительно пять звезд, так уж все пять с половиной.
- Но и другие наши отели не хуже, - убеждает меня мой провожатый Чанг. - Этот, на углу, построил миллионер из Гонконга, предварительно снеся прежнее зданьице в несколько этажей. А вот - гостиница - совместное предприятие.
Кстати, и только что отремонтированный "Пекин" заполнился чинными постояльцами. То приехали на открывшуюся "Неделю высоких технологий" сливки западного бизнеса, еще сомневающиеся: вкладывать - не вкладывать деньги в некогда коммунистический Китай.
- Но 150 из 500 крупнейших западных марок и концернов уже открыли в Пекине или свои отделения, или совместные с нами предприятия. Так что, - уверенно проводит свою олимпийскую линию вице-мэр Лью, он же зам. главы Заявочного комитета Пекина-2008, - иностранным фирмам будет выгодно, если мы получим Олимпиаду.
- А как с инцидентом по поводу задержанного американского самолета? - не унимаюсь я. - Ведь некоторые американские конгрессмены попытались связать это с вашим стремлением пригласить Олимпиаду в страну с жестким режимом.
- У каждого человека есть право говорить и думать так, как он считает, - отвечает Лью. - Пусть выступают, если им так уж хочется. Но урегулирование инцидента с самолетом идет постепенно и своим путем. И потом Олимпиада и самолет-шпион - две совершенно разные вещи. Наверное, и конгрессменам это в глубине души понятно. Как и то, что право 1,2-миллиардного народа на Олимпиаду надо уважать.
- Но помните, что произошло с Солт-Лейк-Сити? Город купил зимнюю Олимпиаду-2002 благодаря взяткам. Не боитесь, что такое, может в меньших, конечно, размерах, случится и на июльской сессии МОК?
- Надеюсь, нет. Международный олимпийский комитет принял важные меры, чтобы такое не повторилось. Ведь ему нанесли серьезный ущерб. Мы сами действуем честно и думаем, что конкуренты поступают также. Я искренне верю и в то, что работа олимпийской сессии в Москве будет построена так, что всякое мошенничество окажется вне игры. Голосование будет чистым. Пусть решают члены МОК и Оценочная комиссия.
От себя замечу, что выводы ее представителей, среди которых был Сергей Бубка, весьма благожелательны. Во-первых, отмечен необычнейший народный энтузиазм по поводу Олимпиады. Во-вторых, высокий профессиональный уровень тех ста человек, что ее готовят. Затем хорошие условия, которыми обязательно обеспечат спортсменов и всех членов олимпийской семьи. И наконец, удачное местоположение олимпийских объектов.
Вот об этом - поподробнее. С крыши отеля-небоскреба "Кэтик", куда мы забрались с Чангом, вся панорама как на ладошке. В "Зеленом олимпийском парке" на площади в 250 гектаров пройдут соревнования по 14 видам спорта. Получит Пекин Олимпиаду-2008 - и здесь построят стадион на 80 тысяч зрителей. Рядом вырастут бассейн и Дворец гимнастики. Тут же - Олимпийская деревня - самая большая в истории на 17 600 человек. Причем треть спортсменов сможет жить в отдельных комнатах. И очень просторных: если по моковским критериям на одного деревенского жителя должно приходиться не менее 16 квадратных метров, то в Пекине каждого обеспечат 22 метрами. Совсем близко от деревни спортсменов и деревня для журналистов. Неподалеку главный пресс-центр и телепресс-центр. До четырех станций метро, которые отстроят, 10 минут ходьбы от теоретически самой дальней точки "Зеленого олимпийского парка". И никакого транспорта, кроме специального олимпийского, - микробусы для спортсменов, тренеров и автобусы для зрителей с билетами. Отдохнуть, перевести дыхание, подкрепиться можно в так называемом "Этническом культурном парке".
- Чанг, а что будет с жителями этого района? Вон какие маленькие у них домишки. Но свои, родные. Снесут?
- Точно, - кивает головой дружище Чанг, блистающий своим английским с канадским акцентом. - С каждым из этих людей проведена беседа. Город предоставит им бесплатное жилье на выбор в любой части Пекина, где они только пожелают. И эти люди даже больше других ждут не дождутся, чтоб Китай выиграл для себя и для них эту Олимпиаду.
Как не поверить в это, если цена нормальной комфортабельной квартиры колеблется в пределе 30 тысяч долларов. От таких щедрых господарков в Пекине, да и во всем мире отказываться как-то не принято. Все идет гладко, четко и по скрупулезно разработанному плану...
Стоп-стоп-стоп... Как же хочется мне предостеречь моих новых пекинских знакомых от преждевременной эйфории, точнее, от избыточного оптимизма. Будем говорить откровенно и не только по чисто спортивному. Пекин, как думается многим, заслужил это право. Олимпиада никогда еще не приходила в самую большую страну мира. Китай за последние годы вырвался вперед не только в экономике, но и в спорте: на Играх в Барселоне и Атланте в неофициальном командном зачете китайцы оставались четвертыми. В Сиднее переместились на третье место за всесильными американцами и нами. Помните, наверное, каким невероятным чудо-рывком опередили их мы, россияне, в последние три дня на финише?
Вот об этом финишном рывке надо обязательно помнить и сегодня. Голосование - тайное. Вице-мэр Пекина из конкурентов выделяет и Торонто, и Париж с их сильными и эффектными заявками. Но голосование - процесс непредсказуемый. Вдруг жены членов МОК уговорят своих супругов отдать голоса за Париж, где лучше всего совершать покупки при любой погоде? Или проявит себя с наилучшей стороны всесильное Торонто? Все решится только на финише.