СПОРИТЬ С ЗАПАДОМ СТАНЕТ ЛЕГЧЕ

Окончательное оформление конца "холодной войны" - дело не простое. Естественному процессу мешают анахронизмы, среди которых, в немалой степени, и сам военно-политический блок НАТО, который, лишившись противника, занят мучительным поиском "резон детр" (смысла существования).

Реалии жизни таковы, что с инстинктом самосохранения мощной натовской бюрократии, с инерцией мышления правящих элит Запада нельзя не считаться, как и со стремлением восточно-европейских стран любой ценой попасть в Евросоюз (и вкусить от его благ) - пусть даже через форточку членства в НАТО.
В условиях, когда НАТО с неизбежностью приближается к границам России и конфронтация с Западом по этому поводу бесперспективна (с учетом нынешнего соотношения сил), предпочтителен вариант установления с блоком определенного уровня сотрудничества. При этом Москва не может втайне не надеяться, что, разбухая, этот военно-политический альянс будет "мутировать" и со временем превратится в нечто совершенно иное...
Пока же отношения с ним крепнут и развиваются, как выразился генсек НАТО Джордж Робертсон, для "защиты наших общих ценностей и интересов перед вызовами нового столетия". А вызовы эти куда как серьезны. Это и международный терроризм, и угроза расползания оружия массового поражения, и региональные конфликты, и природные и техногенные катастрофы... Именно эти задачи уже почти пять лет должен решать Совместный постоянный совет Россия - НАТО.
И вот на заседании этого совета на уровне министров иностранных дел в Рейкьявике в присутствии десяти кандидатов в члены НАТО и представителей еще 17 государств (от Албании и Ирландии до Узбекистана) выработана новая форма взаимодействия. Вместо "19 + 1", то есть ситуации, когда консолидированное мнение 19 членов НАТО противостояло мнению России, вступает в силу новый Совет Россия - НАТО, состоящий из 20 равноправных членов, которые будут решать вышеупомянутые вопросы на основе консенсуса. Снова процитирую Робертсона: "Новый совет станет тем форумом, где мы будем иметь возможность и спорить, и искать точки соприкосновения".
Очевидно, что Робертсон предпочел бы, чтобы новый орган играл скорее консультативную, чем обязывающую роль. По словам же Игоря Иванова, Россия и страны альянса, как партнеры, намерены "вместе работать над реализацией тех решений, которые представляют взаимный интерес, в первую очередь в борьбе с терроризмом". Вместе с тем, заявил глава российского МИДа, "создание совета не означает, что Россия изменила свое отношение к расширению НАТО, ибо механическое расширение не соответствует нынешней эпохе, а новый Совет - это принципиально новый шаг в обеспечении безопасности в соответствии с реалиями после холодной войны". Окончательно создание Совета Россия - НАТО будет одобрено на саммите глав 20 государств, который пройдет в Риме 28 мая.
Между тем уже без участия России натовцы дружно решили форсировать принятие 7 новых членов - Латвии, Литвы, Эстонии, Словакии, Словении, Румынии и Болгарии - уже весной будущего года. Они же подтвердили: новые угрозы предполагают, что войска стран - членов НАТО могут быть срочно переброшены "куда потребуется", далеко от своих рубежей. Но это не испортило общего мажорного впечатления от встречи в столице Исландии. Что ж, давайте спорить и искать точки соприкосновения на более высоком, говоря здоровым бюрократическим языком, качественном и организационном уровне.