05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГОСУДАРСТВО-РЕГУЛИРОВЩИК

Павлов Дмитрий
Опубликовано 01:01 17 Мая 2006г.
Сегодня цены на энергоносители растут как на дрожжах, а бюджеты многих стран - импортеров энергоносителей систематически перекраиваются. При таком раскладе попросту напрашивается разработка ведущими мировыми державами некоего единого плана, направленного на энергетическую безопасность. Утверждение такого плана, считают в российском правительстве, приоритетная задача для глав ведущей восьмерки на летнем саммите в Санкт-Петербурге.

Тема нефти и газа, цивилизованной системы энергетической безопасности стала одной из ключевых и в ежегодном Послании президента к Федеральному Собранию. Владимир Путин предложил организовать в России биржевую торговлю нефтью и газом, где оценочным мерилом сырья выступит рубль. Лидер государства также подтвердил, что Россия в качестве делового партнера, соблюдая существующие законы рынка, будет и далее работать на мировую энергетическую безопасность.
Такого рода заявление, когда слово политика эхом отдается на мировых рынках углеводородов, дорогого стоит.
По мнению западных аналитиков, важно, что именно из уст президента России, сторонника смешанной формы управления энергоресурсами, прозвучали такие слова. Многие западные специалисты, ранее в штыки воспринимавшие участие государства в урегулировании ситуации в сфере энергоресурсов, сегодня не столь категоричны. Более того, ряд известных комментаторов видят спасение свободного рынка углеводородов в усилении роли государства. Естественно, что ведущую скрипку "фактора стабильности" российский президент отводит государственному концерну Газпром - бесспорному лидеру по рыночной капитализации и газовому монополисту, расширяющему в последнее время свое влияние и на нефтяной сектор (покупка "Сибнефти").
ФЛАГМАН ГОССЕКТОРА
ОАО "Газпром" не без основания называют государством в государстве. Сегодня в этом государстве появилась новая республика - "Газпромнефть" ("Сибнефть"). Как сложится судьба компании в структуре, где до недавних времен выстраивались присущие советскому строю патриархальные отношения?
Особенно в условиях, когда серьезный нефтяной "довесок" Газпрома в лице преемника "Сибнефти", по мнению экспертов, вольно или невольно призван будет доказать на практике, что государство может быть эффективным рыночным собственником, способным вести в долгосрочной перспективе социально-ответственный бизнес. Править социалистическими методами в рыночных условиях, даже когда речь идет о компании, где у государства контрольный пакет (75% акций), категорически не приемлемо. К тому же у "Газпромнефти" ("Сибнефти") имеются весьма "голосистые" миноритарные акционеры - НК "ЮКОС" (20% акций) и группа мелких акционеров (порядка 5% акций), игнорирование прав которых ударит по имиджу компании.
Для государственного газового монополиста, чей менеджмент вознамерился всерьез и надолго закрепить продукцию Газпрома не только на европейском, но и на заокеанском углеводородном рынках, потеря репутационного капитала может сказаться на финансовых успехах компании. А это непозволительная роскошь даже крупнейшего производителя газа, стремительно ворвавшегося в первую тройку самых дорогих компаний мира. Тем более при нынешних экономических тенденциях России, когда идет процесс огосударствления тяжелой промышленности. Особенно отраслей ТЭКа, где флагманами госсектора выступают Роснефть и Газпром.
ПЛОЩАДКА ДЛЯ МАНЕВРА
Приобретение Газпромом "Сибнефти" также следует рассматривать в контексте усиления позиций государства в экономике. Но при всех выгодах этой сделки для государства (особенно при нынешних рекордных ценах на нефть) она порождает две имиджевые проблемы. Внутри страны - преодоление скепсиса либеральных экономистов, которые клянут Газпром как символ ненавистного им "вмешательства государства в экономику" и небезосновательно заявляют, что газовый монополист органически не способен эффективно управлять нефтяным бизнесом. Вне страны государству следует по возможности развенчивать сложившийся вокруг него (и с точки зрения Запада, вызывающий явно негативные коннотации) ореол "гипермонополиста", "государства-корпорации", где прибыль от коммерческой деятельности идет на решение политических задач правящей элиты.
Представляется, что оптимальным решением обеих задач было бы сохранение за "Газпромнефтью" определенной хозяйственной самостоятельности, а по возможности и узнаваемого бренда "Сибнефть". Практика свидетельствует, что относительно небольшая компания более гибко реагирует на конъюнктуру, менее бюрократизирована. Сохранение этого наследия "Сибнефти", славившейся своим эффективным менеджментом, было бы полезно и для "Газпромнефти", и для самого Газпрома. При этом у государства (в лице Газпрома) необходимо сохранить прочные рычаги управления нефтяными активами по принципиальным вопросам, включая обеспечение необходимой для правительства свободы экономического маневра внутри страны в случае усложнения проблем энергобаланса.
НАЦИОНАЛЬНАЯ
БИЗНЕС-КОНСТРУКЦИЯ
Газпром (третья по капитализации компания в мире) - не только столп российской экономики, но и некий гарант энергетической безопасности стран СНГ, Европы, Азии. В такой ситуации все усилия высшего руководства и менеджмента Газпрома должны быть сконцентрированы именно на ключевых задачах корпоративного центра. Отвлекаться на смежные или вторичные виды деятельности экономически нецелесообразно. А раз бизнес не выиграет от прямого подчинения корпоративному центру, не стоит сомневаться, что в скором времени "Газпромнефть" даже в рамках национальной сырьевой компании предстанет обособленной бизнес-единицей, чья деятельность будет сфокусирована только на "черном золоте". И это совершенно нормальная конструкция, по форме и по духу в полной мере соответствующая программе преобразований, которые сегодня проводит Газпром, формируя обособленные, прозрачные для понимания бизнеса подразделения по каждому виду деятельности.
Как заметил один из руководителей Газпрома, в отношении "Газпромнефти" нет нужды изобретать велосипед: "реалии нефтяной отрасли сами диктуют нам организационные решения - она должна войти в рынок как полноценная компания, играющая на тех же правилах, с теми же возможностями, как и все ее конкуренты. Мы лишь направляем своих коллег в конкурентоспособное русло и помогаем избежать ошибок".
Такая бизнес-конструкция, по сути, национальной компании, действующей на рыночных принципах, работает на стабильность в мировой энергетической системе. Запад это осознал. Кроме того, эта модель успокоит наконец отечественных скептиков, считающих укрепление роли государства в российском ТЭКе едва ли не губительным.
САМОДОСТАТОЧНАЯ "ДОЧКА"
По мнению экспертов, вариант развития взаимоотношений между Газпромом и "нефтедочкой", при котором "Газпромнефть" останется самодостаточной единицей, наиболее приемлем в плане дальнейшей капитализации всей национальной компании.
Самостоятельность позволит сохранить "Газпромнефть" в качестве вертикально-интегрированной компании, которой в дальнейшем Газпром безболезненно передаст все свои нефтяные активы. Что в свою очередь избавит газовую монополию от конструкционной громоздкости, которую не очень жалует потенциальный инвестор.
При прочих же раскладах Газпром в глазах россиян, мировой общественности будет ассоциироваться с неким неуклюжим монстром советской эпохи, способным по указу сверху лишь поглощать и разваливать, но никак не развивать.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников