ДМИТРИЙ КРЫЛОВ: НЕ ХОДИТЕ НА ПЛЯЖ В КОЛГОТКАХ

Лето на носу, и вновь начинаются терзания: ехать в Сочи или в Анталию? Взять дорогой отель или сэкономить? Оказывается, именно желание пустить пыль в глаза и отличает российского туриста от западного. О том, как Россия видится "из дальних странствий возвратясь" мы решили поговорить с Дмитрием Крыловым, автором и бессменным ведущим "Непутевых заметок" на Первом канале. Вот уже больше 15 лет он путешествует по миру в обнимку с видеокамерой. Пафосные кварталы Лондона и леопарды в Намибии, альпийские склоны и негры с Тобаго - Дмитрий Крылов рассказывает обо всем с подкупающей интонацией опытного и чуть усталого путника.

В ТУРЦИИ МОЖНО ПЕРЕНОЧЕВАТЬ ЗА 5 ДОЛЛАРОВ
- Распространено мнение, что россияне за границей отдыхают на широкую ногу, поражая масштабами разгула. Чем мы отличаемся от западных туристов?
- Мы подходим к отдыху немного по-купечески. Чтобы было дорого, чтобы туда приезжали известные люди: не обязательно их видеть - достаточно знать, что на соседней вилле любит отдыхать Деми Мур или Николь Кидман. Для западных людей важны другие ценности. Для них важно, чтобы в первую очередь было дешево. Они не стесняются этого. Отдых в экзотических странах для иностранцев доступен практически всем: и пионерам, и пенсионерам. Нам же это трудно представить. В России студенты почти не путешествуют в Таиланд или на Мальдивы. Но западные студенты на Мальдивах не снимают номера за 150 - 200 долларов за ночь, как это делают русские, а останавливаются в фанерной хибаре за три доллара в сутки. И это их устраивает: они приехали не для того, чтобы сидеть в отеле или на пляже, а чтобы посмотреть экзотику. Нам такое трудно представить. Кстати, похожую картину я видел в Турции. Отелем это жилище трудно было назвать: фанерные хибары на деревьях, куда надо было залезать по лестнице. В комнате было 5 - 6 человек, а туалет во дворе. Но зато стоило 5 долларов за ночь. И там жили немцы, французы, англичане - кто угодно, кроме русских. Потому, увидев идущего по Лондону или в Гоа с рюкзаком за плечами человека, знаешь: это не русский. Это западный турист, купивший самый дешевый билет. Он согласен спать в спальном мешке и жить на пять долларов в день. У нас подход другой. Хотя бывают исключения. Я встречал нашего одинокого путешественника в далеком Йемене.
- Как в советские времена мы смотрели на мир глазами Сенкевича, так теперь смотрим на мир вашими глазами. Для многих заграничные поездки все еще недоступны. Вам не кажется, что ваша программа характерна для стран третьего мира?
- У моей программы действительно довольно сложное положение. По статистике 80 процентов моих зрителей - это люди, которые никуда и никогда не выезжают. Нет у них для этого денег. А для остальных 15 - 20 процентов эти заметки служат неким путеводителем. И поэтому моя задача как автора программы - удовлетворить интерес этих 20 процентов и не вызвать раздражение 80 процентов, рассказывая о дорогих курортах.
- Ваше ощущение от русских за рубежом?
- В 99 случаях из 100 я всегда узнаю своего соотечественника. Если кто-то утром в Гватемале идет, цокая, на пляж на высоких каблуках и в черных колготках - это русская. Но даже если наши соотечественники не расфуфырены, а одеты в такую же мятую и небрежную одежду, то я все равно узнаю. Скорее всего, по взгляду, что ли. Хотя, с другой стороны, многие мне жаловались в отелях и ресторанах на некую избыточную требовательность и капризность русских туристов. Если западный человек требует того, за что он заплатил, то наши будут капризничать и хотеть чего-то особенного "с перламутровыми пуговицами". Это все нуворишеская психология.
- Как выглядят в массе иностранные туристы? Японцы что, всегда с камерой?
- Да, японцы с камерой и всегда ходят группой. Очень редко можно увидеть одного или двух японцев. Как правило, это большая команда, которая прибегает к памятнику или к вершине горы, быстренько встают рядом, фотографируются, потом так же быстро садятся в автобус, чтобы снова ехать дальше. Однажды мне надо было снять Флоренцию, для этого я встал в шесть утра, чтобы было поменьше народа. Так уже в шесть утра толпы японцев ходили по городу. Но во всех странах их обожают, потому что если они куда-то приходят - будь это Карибские острова или Кения - они приходят и сметают с прилавков все, потому что это одна из самых обеспеченных наций. После японцев в магазинах уже делать нечего: полки все пустые. А вот израильтяне безумно шумные. Израильтяне и аргентинцы. Рядом с ними в компании находиться невозможно. В ресторане хуже них только немцы. Особенно когда они напьются. Или, например, англичане. Такая чопорная нация. Но в Греции мне рассказывали, что на дискотеках главные забияки - это англичане.
МОЙКА В МАЙАМИ - 2 ДОЛЛАРА
- Российские мужчины считают, что все французские женщины красивы...
- Это противоречивая вещь. Когда приезжаешь в Париж, первое, что поражает, - это несоответствие. Ты ждешь - ах, парижанки! Но европейский унисекс все сглаживает. И идут ненакрашенные девочки: может, парижанка, а может, датчанка или полька... И только иногда ты встречаешь в толпе изящное лицо, которое может являться квинтэссенцией той парижанки, которую весь мир себе придумал.
- Большое видится на расстоянии. Какой видится Россия?
- В 1990 годы, когда ты приезжал, то совершенно убивала грязь. Я единственный раз ездил за границу на поезде - в Финляндию. И это было поразительно! Ты пересекаешь границу России: грязь, сараи перекособоченные - и вот ты в Финляндии! Два мира, две судьбы. Все аккуратно, все чисто, домики в разные цвета выкрашены, никакого мусора. А когда прилетаешь на самолете, то это в меньшей степени заметно. Вот тоже загадка: почему у нас такие грязные машины? Мы ведь живем не в пустыне, где носится песок. Но вот у нас прошел дождь, и надо мыть машину, потому что она вся заляпана. И эта мойка у нас будет стоить 10 долларов. А в Майами проходит дождь, и машина у тебя становится чистая. А мойка при этом будет стоить 2 доллара.
- У вас программа-долгожитель, первый выпуск был в 1991 году. Как вам удается так долго оставаться популярным в телеэфире?
- Американский закон телевидения гласит: любая программа живет от 3 до 5 лет. Но есть долгожители. Это программы "Пока все дома", "Поле чудес" и "Непутевые заметки". Я думаю, так происходит потому, что моя программа ручной сборки. Ее делает один человек от начала и до конца. Мне помогают, но я сам снимаю, сам монтирую, сам пишу тексты, подбираю музыку, веду программу. То есть я такой ремесленник, который вносит кусочек своей души в каждый эфир.
ФАКТ БИОГРАФИИ
"Я родился в лодке, может, поэтому всю жизнь путешествую"
- Мой отец познакомился с матерью во время войны заочно, по переписке. Когда они встретились после войны в Москве, то мама училась в консерватории, а отец работы не нашел. И уговорил маму ехать в город Охотск, где ему обещали работу. Предполагалось, что мама будет петь в местном театре. И вот когда они приехали, то оказалось, что в Охотске работы нет. И им пришлось поселиться на какой-то заимке в тайге. И каждый день отцу надо было пройти 20 км по тайге, чтобы попасть на рыбный завод, где он работал механиком. И однажды, возвращаясь, он решил сократить путь и стал переплывать речку на плоту. Но была штормовая погода, его вынесло в море, и он утонул. А спустя 9 дней кто-то вспомнил, что у погибшего есть жена, которая была на сносях. И за ней послали катер. Он приплыл, маму погрузили в него, но снова начался шторм, и было решено спустить лодку. Вот в этой лодке где-то в Охотском море мама меня и родила.