Оливер Стоун: «Контроль за счетами — для меня одно из самых отвратительных занятий»

На Каннском фестивале показали фильм «Уолл-cтрит: Деньги никогда не спят»

Оливер Стоун представил на Каннском фестивале сиквел своего культового фильма — «Уолл-cтрит: Деньги никогда не спят». Корреспондент «Труда» побеседовала с режиссером в Голливуде накануне его отъезда на Каннский фестиваль.

— Почему вы решили вернуться к «Уолл-cтрит»?

— Потому что в 2008 году случился финансовый крах, и это очень интересная история. Я сразу подумал: а почему бы не снять бизнес-фильм? Ведь этот жанр настолько забыт, что покажется новым. В 50-х такие фильмы снимал Роберт Уайз и другие режиссеры, но в последнее время этого не делал никто. Поэтому было очень приятно возродить этот жанр. Вскоре он начал набирать популярность, а с течением времени стал еще более популярен на телевидении. Я снова окунулся в это дело в 2008 году, и получилось, что «Уолл-стрит» — моя первая франшиза.

— Говорят, что Шайа ЛаБаф, который сыграл молодого трейдера Джейкоба Мура, стал заниматься самообразованием в бизнес-сфере?

— Шайа даже меня учил. Он гений! Хотя у него нет высшего образования, он, как говорят американцы, street smart. То есть у него природная уличная смекалка. Кроме того, он много времени проводил с брокерами. В свои выходные он шел на биржу и торговал — вот каким серьезным было его отношение к делу.

— А правда, что за время подготовки к этому фильму Шайа заработал около полумиллиона долларов?

— Я слышал, что он инвестировал 20 тысяч долларов, чтобы самому посмотреть, как это работает, и в результате получил 489 тысяч. Я же вам говорю: Шайа — гений.

— Как проходил кастинг на роль Джейкоба Мура, способного трейдера и жениха дочери Гордона Гекко?

— Я искал молодого смышленого парня лет 25–26, и многие из ребят подходили по этим критериям. Они недавно закончили вузы и начали работу в той сфере, где через два-три года либо ты выживаешь, либо тебя выживут. Сейчас другое время, не похожее на то, когда формировалось поколение моего отца, который старше Гордона Гекко. По стандартам 2008 года персонаж Чарли Шина показался бы заторможенным, и, скорее всего, его бы уволили. Он был немного придурковат, не так ли? Сегодня важнее всего — умело обращаться с компьютером. На кону миллиарды долларов, и, чтобы их заработать, нужно хорошо разбираться в информатике. Это больше не игра с людьми, как раньше, так как с людьми вы практически не имеете дела.

— Где еще набирался опыта Шайа ЛаБаф кроме Уолл-стрит?

— В колонии для несовершеннолетних, например, а также в пяти-шести разных фирмах. Он сам торговал деньгами со своего счета, и это очень позитивно сказалось на его познаниях в этой области: играя трейдера, он знал, о чем говорит. Это очень важно, так как финансовый язык и финансовые инструменты стали сегодня довольно экзотичными. Мой отец ни за что бы не понял этот язык, как, впрочем, и другие люди в 1987 году, когда вышел «Уолл-стрит». Сегодня реальные деньги в основном текут к совладельцам фирм и программистам. Крупные деньги, которые получают программисты, выплачиваются им за сложные математические расчеты и написание программ.

В будущем всем будет заправлять искусственный интеллект, и уже сегодня многое зависит от него. Вы просто будете играть с цифрами. Одновременно делая долгосрочные и краткосрочные вложения на вашем компьютере, будете зарабатывать копейки. Но умный компьютер позволит вам проводить десятки тысяч таких операций в день, и тогда вы сможете зарабатывать нормальные деньги. А кому нравится работать за копейки? Вам бы понравилось с раннего утра пахать как ненормальный и к 15.30 заработать всего 3 цента? А если увеличить масштаб таких операций в сотни раз, то сумма наберется неплохая. Эта игра ужасно скучная. Это похоже на ситуацию, когда вы одновременно следите за лошадьми на скачках и смотрите на свой билет.

— Шайа сказал, что вы — душка, но интеллектуально превосходите многих людей, и иногда это может напугать окружающих. А каков ваш подход к молодым актерам? Чего вы от них ждете в первую очередь?

— Когда мы встретились с Шайа, я посмотрел на его брови, потом на свои и сказал: «У меня брови больше, так что даже не думай тягаться со мной. Это я написал «Лицо со шрамом». Ему эта фраза очень понравилась, и он сказал: «Хорошо, я не буду тягаться с вами, ведь это вы написали «Лицо со шрамом». Я никогда не запугиваю актеров. Я всегда пытаюсь действовать рационально, но есть такая категория актеров, при работе с которыми логический подход не работает.

И ничего тут не поделаешь, у каждого свой собственный стиль. Вся суть моей работы заключается в том, что я должен раскрыть каждого из них. Это чертовски сложно, но именно это и доставляет мне наибольшее удовольствие. Я знаю, что многим, особенно после фильма «Взвод», кажется, будто у меня стиль мачо, но это не так. Я работал со многими людьми, а также экспериментировал с разными стилями, и у меня это одинаково хорошо получалось. Сам факт, что я продолжаю снимать кино более 30 лет, говорит о том, что я умею ладить с разными людьми.

— У вас вложены деньги на Уолл-стрит?

— Конечно. Правда, их немного.

— Вы теряли деньги при игре на бирже?

— Да, у меня с этим, как у всех: то вверх, то вниз.

— Видимо, вы хорошо осведомлены, в каком состоянии ваш инвестиционный портфель?

— У меня есть менеджер, который занимается этим уже 25 лет. Серьезно. Контроль за счетами — для меня одно из самых отвратительных и болезненных занятий. Это не главный приоритет в моей жизни.

Досье

Оливер Стоун, кинорежиссер

Родился 15 сентября 1946 года в Нью-Йорке. В 1967-м был призван в армию, воевал во Вьетнаме, имеет боевые награды. Ученик Мартина Скорсезе в Нью-Йоркском университете. Автор «вьетнамской трилогии»: «Взвод», «Рожденный четвертого июля», «Небеса и земля» (1993). В ленте «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» (1991) разоблачил корпорации и спецслужбы, заинтересованные в войне во Вьетнаме. Левак и буддист.

Выбор

Три фильма, за которые Оливер Стоун награжден «Оскаром»

«Полуночный экспресс» (1978)

Награда за сценарий ленты (режиссер — Алан Паркер), показывающей, как карательная тюремная машина расправляется с людьми.

 

 

 

«Взвод» (1989)

Первый из трилогии фильмов Стоуна-режиссера о вьетнамской войне, участником которой ему пришлось быть. Образ главного героя автобиографичен.

 

 

 

«Рожденный четвертого июля» (1993)

Вторая часть вьетнамской трилогии рассказывает историю парализованного ветерана, становящегося антивоенным активистом.

 

 

 

ВСЮ ПРАВДУ ОБ ИСТИННОЙ ЖИЗНИ В ГОЛЛИВУДЕ ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ «ТРУДА», В БЛОГЕ ГАЛИ ГАЛКИНОЙ>>