Главная Культура Афиша 00:04 17 Мая 2011 2445
В Москву приехала третья публичная выставка лондонского аукционного дома MacDougall’s
В Москву приехала третья по счету, но первая по-настоящему публичная выставка лондонского аукционного дома MacDougall’s
Сергей Бирюков

Выставку, открывшуюся в Музее современной истории, можно считать московской презентацией молодого, созданного шесть лет назад аукционного дома, поскольку предыдущие две экспозиции проходили в Британском посольстве и в Доме приемов МИД России на Спиридоновке. Да и длились они по два-три дня. Эта же продлится почти две недели — для предаукционных выставок очень большой срок. Организаторы объясняют свою возросшую активность тем, что на арт-рынке с начала 2010 года наблюдается устойчивое преодоление кризисного падения продаж, а с начала 2011 года этот рост особенно очевиден.

В отличие от своих «старших коллег» Sotheby’s и Christie’s, универсальных по интересам, MacDougall’s специализируется прежде всего на русском искусстве. Благо одна из основательниц Екатерина Макдугалл — россиянка по происхождению, представительница семьи, где уже в четвертом поколении коллекционируют искусство. Своей страстью ей удалось зажечь супруга, канадца Уильяма Макдугалла. И теперь, по данным, предоставленным торговым домом, объем его продаж русской живописи даже превышает таковой у Sotheby’s и Christie’s (25,8 млн. фунтов стерлингов в 2010 году против 23,8 и 19,5 соответственно). Правда, MacDougall’s не торгует декоративно-прикладным искусством — скажем, изделиями фирмы Фаберже, дающими «старым» аукционным домам многомиллионные выручки.

Понятно, что для столь ответственного показа, как нынешний, надо было найти что-то экстраординарное. Среди двух с половиной десятков полотен выставки это прежде всего «Портрет Ирины Кустодиевой» Бориса Кустодиева. Полотно — явный «ответ» на знаменитую «Девочку с персиками» Валентина Серова — художника, которого Кустодиев чрезвычайно ценил и считал за честь быть его продолжателем. Но дочь Кустодиева не сидит в закрытом помещении, как девочка Серова, а стоит у стола с фруктами на открытой веранде, за которой открывается редкий по теплоте и солнечности горный пейзаж — это швейцарский курорт Лейзен, где тогда лечился живописец. В картине настолько органично слиты три жанра — портрет, натюрморт и пейзаж, — что это делает ее совершенно уникальным произведением. Не зря Репин на выставке «Мира искусства» 1912 года сказал, глядя на «Портрет Ирины»: «Вот настоящая картина, а из остального — смотреть не на что…»

Кустодиев обожал дочь и писал ее буквально каждый день. Сейчас практически все известные портреты Ирины находятся в российских музеях — кроме этого полотна, что объясняется его почти детективной историей. Картина была направлена на крупную «Балтийскую выставку» 1914 года в Швецию, откуда из-за мировой войны и революции в Россию не вернулась, а усилиями Игоря Грабаря отправилась в Америку в турне по стране, в ходе которого вместе с другими русскими полотнами выставлялась на аукционах и в конце концов осела в одном из частных собраний, где ее и нашли теперь, так что нынешний показ картины в России происходит через 99 лет после первого.

Другим топ-лотом устроители считают пейзаж Николая Рериха «Баралача», который до сих пор в России вообще не демонстрировался, поскольку написан художником в 1944 году в эмиграции и подарен им другу в память о совместных походах по изображенным здесь Гималайским горам.

Кроме того, гордостью экспозиции является пейзаж Мартироса Сарьяна «Улица кавказского города» — одна из пяти чудом уцелевших картин парижского периода (1926–1928): почти все они сгорели при пожаре на пароходе во время возвращения художника на родину, и лишь эти несколько полотен, отобранных Сарьяном для продажи, были оставлены им у парижских друзей, попав затем в разные коллекции. Эту работу внучка Сарьяна отыскала в Новой Зеландии и сейчас хочет купить на аукционе для музея своего деда в Ереване.

Несомненно, привлекут внимание зрителя «Палата царя Берендея» Николая Рериха, жанровая сцена из итальянской жизни «Новый браслет» Генриха Семирадского… Иными словами, представлены работы на все вкусы аукционной публики — от любителей классики («Сосновый лес» Ивана Шишкина) до утонченных ценителей примитива («Пастух в бурке на красном фоне» Нико Пиросмани).

Для тех же, кому цены в сотни тысяч фунтов не по карману, — коллекция не менее мастерских, но в десятки раз более дешевых графических работ того же Кустодиева и его современников. Правда, их в Москву не привезли — очевидно, предлагая желающим увидеть вещи в натуре ехать прямо в Лондон на торги, которые пройдут в начале июня. MacdouGall’s гордится тем, что первым среди лондонских аукционистов начал специализированные торги русской графикой, и соблазняет публику ценами всего в несколько тысяч фунтов за работы великих Бенуа, Добужинского и им подобных. Очевидно, тут некий стратегический расчет — расшевелить этот пока еще не очень активный сегмент арт-рынка, и тогда через несколько лет цены на них взлетят в разы.

Афиша 00:09 / 22 Марта 2024 7065
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса»...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?