В отпуск к лунному морю

Ракета-носитель New Shepard возвращается на стартовую площадку в декабре 2017 года. Фото: NASA

Космический туризм: еще экзотика, но уже не фантастика


Два недавних события представляют особый интерес в преддверии скорого открытия регулярных туристических внеземных рейсов. Одно — сугубо позитивное, касающееся испытаний новой космической техники. Другой сюжет, напротив, остроконфликтный, зато весьма поучительный.

В начале мая с частного космодрома в Западном Техасе стартовала 18-метровая многоразовая ракета, на вершине которой находилась пилотируемая кабина (тоже многоразовая) без экипажа. Весь комплекс считается единым кораблем, в котором ракета — просто длинный двигательный отсек. Корабль назван New Shepard и предназначен исключительно для туристических суборбитальных полетов. Создана космическая каравелла в американской компании Blue Origin, принадлежащей миллиардеру, основателю интернет-магазина Amazon.com Джеффу Безосу, страстно увлеченному космонавтикой еще с детства.

Работа над ракетно-космической системой началась в 2006-м. А всего через девять лет кабина поднялась на высоту более 100 км, где проходит условная граница космоса, затем плавно приземлилась. Это и есть суборбитальный полет — вертикальный подъем в космос и возвращение на Землю. Во втором испытательном полете той же осенью 2015-го благополучно совершила посадку и ракета.

С тех пор специалисты компании проделали огромную работу по совершенствованию корабля. Сегодня новый космический аппарат отвечает самым жестким современным требованиям. Что подтвердилось и в ходе недавнего полета, 11-го по счету, которым, похоже, завершается цикл испытаний в автоматическом режиме.

Blue Origin, в которой трудятся 2 тысячи специалистов и рабочих, демонстрирует высокую эффективность. Очень быстро был создан испытательный полигон — Безос разместил космодром на своем ранчо в Западном Техасе. А в общей сложности компания купила огромную пустынную территорию в 770 кв. км, примыкающую к горному хребту Сьерра Дьябло. Сама стартовая зона занимает 72 кв. км. На космодроме построили монтажный корпус, стартовую и посадочную площадки, башню обслуживания, небольшой ЦУП, испытательные стенды.

И вот с частного космодрома стартует частная ракета, выводящая за пределы земной атмосферы частный космический корабль! Все разработано в компании Джеффа Безоса. Он пригласил лучших специалистов, впечатлив их своим энтузиазмом и перспективами. Кроме туристического корабля здесь создают тяжелую 82-метровую ракету New Glenn, которая будет стартовать с космодрома во Флориде и сможет поднимать 45 тонн груза на околоземную орбиту. А еще компания после трех лет проектирования представила на днях модель лунного посадочного модуля Blue Moon.

Зарплаты в Blue Origin — от 67 до 150 тысяч долларов в год. Даже по американским меркам очень неплохо. А, к примеру, главный инженер по программному обеспечению получает 200 тысяч. С заработками на российских ракетно-космических предприятиях лучше не сравнивать: Девиз Джеффа Безоса в переводе с латыни звучит так: «Отважно, дерзко, но шаг за шагом».

Особое внимание уделено отработке системы аварийного спасения пилотируемой капсулы, она испытывалась в разных режимах.

Полет туристов в суборбитальном корабле будет весьма комфортным: шесть человек разместятся, не испытывая тесноты, в удобных креслах. Они расположены так, чтобы каждый пассажир мог видеть космос и Землю через один из нескольких огромных иллюминаторов. Объем кабины — 15 кубометров. Туристы на первом и завершающем этапах полета должны быть пристегнуты. В корабле не будет ни пилота, ни стюардессы, но волноваться не стоит: все управление, все процессы полностью автоматизированы.

Менее трех минут потребуется для подъема на 40 км. При разгоне до скорости 3600 км/ч туристы испытают трехкратные перегрузки, что весьма ощутимо. На 40-м километре кабина отделится от ракеты и продолжит движение вверх по инерции. Вскоре капсула преодолеет заветный 100-километровый рубеж — ту самую условную границу космоса. Это кульминационный момент. Туристы, отстегнув ремни безопасности, смогут несколько минут провести в невесомости, любуясь звездным океаном. А New Shepard развернется и, включая двигатели, возьмет курс на Землю. На высоте 7 км раскроются три парашюта. Кабина приземлится на том же космодроме в пустыне Западного Техаса. Весь полет продлится около 11 минут. Все шестеро туристов получат сертификат, подтверждающий, что они побывали в космосе.

Вернется на Землю и ракета. Она мягко опустится на круглую посадочную площадку, замерев на заранее выпущенных опорах...

«Мы собираемся осуществить пилотируемый полет корабля New Shepard с экипажем уже в этом году», — сказал на днях Безос. Конечно, перед открытием туристического сезона в космосе необходим еще как минимум один полет корабля с астронавтами-испытателями. Скорее всего, он состоится нынешним летом или осенью. После чего компания начнет продажу билетов. Их цена пока официально не разглашается, но, по слухам, составит 200-300 тысяч долларов. Первые туристы на корабле New Shepard могут отправиться в космос уже скоро. Говорят, желающих предостаточно:

А в это время

А эта история началась в 2012 году. Американская компания Space Adventures, занимавшаяся поиском туристов для полетов на российских кораблях, сообщила о возможности совершить беспрецедентный для непрофессионалов рейс вокруг Луны. «Мы планируем запустить корабль примерно через пять лет, — заявил тогда глава компании Эрик Андерсон. — После консультаций с РКК «Энергия» мы предложили внести изменения в конфигурацию корабля «Союз ТМА». Наиболее важным моментом наших предложений является добавление дополнительного жилого модуля для модификации корабля под облет Луны». Экипаж — три человека: российский космонавт и два туриста. Стоимость лунного билета — 150 млн долларов. Компания уверяла, что одно место уже продано, а со вторым туристом почти договорились.

Звучало все красиво. Но на самом деле, как говорили мне тогда опытные специалисты, план был рискованным и труднореализуемым. «Вряд ли Роскосмос пойдет на такую авантюру», — недоумевал мой собеседник.

Однако гражданин Австрии Гарольд Макпайк, миллиардер, финансист, а по совместительству страстный путешественник, загорелся лунной идеей. Он побывал в 70 странах, на собачьих упряжках добирался до Южного полюса, был на Северном полюсе, поднимался на Килиманджаро и другие вершины. А тут вдруг Луна! Гарольд страдает диабетом, но это его не остановило. «Жизнь измеряется только теми моментами, от которых захватывает дух», — сказал миллиардер в интервью.

Итак, будущий лунный турист подписал договор. Согласно одному из пунктов, необходимо было внести в первые три года невозвращаемые суммы в 7, 8 и 15 млн долларов. Первые 7 млн Гарольд внес 23 марта 2013 года. Но время шло, а не было ни туристов, готовых отдать 150 млн баксов, ни корабля. Когда стало ясно, что полета вокруг Луны не будет, Макпайк потребовал у компании вернуть 7 млн. И получил отказ со ссылкой на договор. Два года назад он обратился с иском в окружной суд США в Вирджинии. Вердикт должны были вынести присяжные в апреле нынешнего года. Но тут миллиардер и компания пришли к мирному соглашению. Условия его не разглашаются...

G7 поссорилась из-за того, стоит ли становиться G8 с Россией в составе. Как вы думаете – нужно ли Москве пытаться вернуться в клуб?