Впервые с 2014 по 2017 годы индекс потребительского доверия россиян снизился до 62 пунктов, приводят данные за I квартал текущего года эксперты The Conference Board и Nielsen. Предыдущий минимум составил 63 пункта, его зафиксировали в первом и четвёртом кварталах 2016 года. Самый высокий показатель за указанный период – 83 пункта, 2014 год.
Финансовый туман и новые дырки на поясах
Индекс начала 2019 года подпортили два параметра: финансовые ожидания и готовность тратить. Положительные финансовые перспективы в ближайшие шесть месяцев ожидают уже 25% граждан, в конце прошлого года оптимистов было 30%. Готовность расходовать деньги за тот же период упала с 21% до 14%.
Между тем, свободные деньги уплывают: в I квартале 2019 года доля их обладателей снизилась на 5% с 77%. Стремление придержать средства в первом квартале года охватило уже 69% россиян, ещё недавно их было 62%. С 55% до 57% выросла доля граждан, готовых перейти на более бюджетную продукцию. По данным ритейлеров, растёт спрос на товары собственных марок торговых сетей, развесные продукты. Хуже продаются ювелирные украшения, подарки, книги, снижается число спонтанных покупок.
В I квартале года с 76% до 79% выросло число уверенных в том, что Россия переживает рецессию, говорят эксперты.
А позитив?
Его немного. Чуть подрос третий параметр вычисления индекса потребительского доверия – перспективы на рынке труда. Хороших новостей в ближайшие полгода ждут на 2% больше респондентов, теперь их 20%. С 4% до 6% выросло число убеждённых в улучшении экономического климата в течение года.
«Год будет тяжёлым»
Потребители все меньше ждут позитивных перемен и полагают, что на дворе не время для трат. Расходы сокращаются, продолжается экономия, считает директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия Марина Волкова. Её слова подтверждают данные ФОМ за последний месяц. 43% респондентов экономили на еде и других товарах. 34% граждан вовсе отказались от части позиций, 23% принялись искать новую работу или дополнительный заработок, а 34% заняли деньги у близких или у банков.
Ожидания выхода из кризиса связаны с вероятностью положительной динамики индекса потребительской уверенности в дальнейшем, полагает Волкова. А такая динамка возможна на фоне роста реальных доходов и благоприятной внешнеполитической конъюнктуры, отметила руководитель группы потребительского сектора Deloitte Оксана Жупина. Где-где, а с внешней политикой непросто. Выбранные российским руководством в 2014 году методы преодоления кризиса популярности ещё долго будут бить по кошельку «простых смертных».
Логичными назвал выводы аналитиков The Conference Board и Nielsen ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. «Темпы ВВП говорят о неустойчивости основных макроэкономических трендов. В январе ВВП прибавил 0,6%, в феврале 1,4, а в марте вернулся к 0,6%. При этом в марте на треть больше рабочих дней, чем в январе», - сказал порталу TRUD.RU экономист. Реальные зарплаты сокращались поквартально, заметил он. Налицо серьёзные основания затянуть пояса после новогодних каникул и в преддверии майских праздников. Обрушать привычную манеру потребления не хочется, и за I квартал россияне взяли кредиты на 2 трлн рублей, что повысило риск попадания домохозяйств в долги во второй половине года, предупредил экономист. «Год будет достаточно тяжёлым. В самом лучшем случае закончим его с ростом в 1,5%. Реальные доходы подрастут на 0,1%, реальные зарплаты – что-то около 1-1,5%. Факторы риска: внешнеполитические проблемы России, торговая война США и Китая и возможные ошибки экономических властей», - сказал Масленников. Важно не просто запустить нацпроекты, но создать оптимальную деловую среду.
Скромный оптимизм респондентов по поводу рынка труда эксперт связывает с сезонным фактором, а рост ожиданий улучшения экономического положения страны – с информационной политикой и обещаниями властей. «Но в отличие от рядовых потребителей инвесторы не слушают слова: им нужны реальные гарантии безопасности для инвестиций. Однако несмотря на обещания не вмешиваться в налоговую систему в ближайшие шесть лет, чиновники росчерком пера подняли НДС», - отметил специалист.
Спрос на потребительские кредиты в период падения доходов - опасная тенденция, считает первый зампред Центробанка Дмитрий Тулин. «Люди уже, наверное, устали дальше проводить такой аскетический образ жизни. Часть населения берет потребительские кредиты, чтобы хотя бы поддерживать сложившийся уровень потребления, чтобы дальше не снижать его», - цитирует его ТАСС.
Рост налогов, в частности, для бизнеса, также неблагоприятно сказался на достатке. Предприниматели не могут повысить расходы, из-за чего не растут зарплаты. Они-то и составляют главные доходы населения, говорит начальник отдела инвест-идей «БКС Брокер» Нарек Авакян. В I квартале текущего года реальные доходы упали на 2,3% к 2018 году, напомнил специалист. Индекс доверия потребителей не получит поводов к росту в этом году: отрицательный эффект повышения НДС до 20% продолжает сказываться. Серьёзные перемены к лучшему возможны лишь к 2022 году, уверен Авакян.