ТАКАЯ БОЛЬШАЯ МИНИАТЮРА

"Дама с камелиями" - давняя и желанная гостья балетной сцены. Драма парижской куртизанки продолжает волновать хореографов.

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича Данченко Дмитрий Брянцев представил свое прочтение романа Александра Дюма-сына.
Балетмейстер позволил Маргарите и ее окружению появиться в костюмах и интерьерах "родной" эпохи, правда, весьма условных (художник Валерий Левенталь). Это чуть ли не единственный реверанс в сторону литературного оригинала, ибо в остальном Брянцев придерживается модной ныне тенденции "осовременивания" классики.
В его вариации на классическую тему, по существу, присутствует лишь одна реальная героиня - Маргарита (Наталья Ледовская).
Других персонажей и все, что с ними случается, рождает ее больное воображение. Идеальный любовник Арман (Георги Смилевски) и отвратительный развратник Лысый (Антон Домашев) воплощают два полюса подсознания - Маргарита жаждет истинной любви, но не в силах противостоять соблазну низменных страстей.
Эту мистическую повесть Брянцев излагает без длиннот, динамично и доступно, заботясь (иногда излишне) о комфорте зрителя. Большинство предметных метафор, которыми насыщен спектакль, легко поддаются расшифровке: инвалидная коляска - болезнь, катафалк - смерть, зеркало - душа.
Переложение оперы "Травиата" Верди (с использованием фрагментов "Жизели" Адана) по заказу театра выполнил композитор Владимир Корчагин. Получилось остроумное музыкальное действо с неожиданными комбинациями популярных тем и свежими аранжировками (дирижер-постановщик Вольф Горелик).
Природа музыки с ее обобщенностью выражения позволяет сочетать гротеск и лирику, фарс и трагедию. Но на сцене синтез полярных родов искусства дается лишь большим мастерам. Брянцев рискнул это сделать, но его подвело то, что прежде всегда выручало, - пристрастие к малой форме. Отлично владеющий искусством хореографической миниатюры, он и большой спектакль выстраивает как последовательность разнохарактерных эпизодов, где "фирменные" брянцевские дуэты и монологи соседствуют с аморфными массовыми сценами.
Конечно, статус главного балетмейстера театра обязывает Брянцева ставить масштабные спектакли, но право же, в его камерном "Призрачном бале" о странностях любви сказано значительно больше, чем в полнометражной "Даме с камелиями".