СТОЙ, КТО ПЛЫВЕТ!

От родных мест их отделяют тысячи километров, природа сурова и непредсказуема, письма доходят с большим опозданием.Но пограничники на судьбу не жалуются, а многие и просто считают, что им повезло. Во-первых, шутят здесь, мы первыми среди россиян начинаем рабочий день, во-вторых, можем праздновать Новый год девять раз подряд.В-третьих, такой красивой земли, как здесь, нигде не сыщешь.

Очень удивился, когда узнал, что морские пограничники, несущие службу на сторожевых кораблях, не имеют увольнительных, даже если находятся в порту Петропавловска. Впрочем, командир транспортника "Николай Старшинов" капитан второго ранга Виталий Фролов уточняет:
- Если матросу в городе приглянулась хорошая девушка, то почему бы не пойти ему навстречу. А так... Все условия для отдыха есть на каждом корабле. В этом, кстати, не раз убеждались наши гости - артисты, например.
Свидетельствую сам: кормят здесь до отвала, да и меню не в каждом ресторане такое - пюре с поджаркой, различные овощи, соленья, само собой, рыбка на выбор, сладкий компот. Но особенно хорош хлеб. Кстати, его выпекают на каждом судне - такое своеобразное соревнование пекарей. Еще одна важная деталь: офицеры питаются из одного котла с матросами. Такова морская традиция. Впрочем, не только морская. У офицеров и солдат - сухопутных пограничников тоже общая столовая. Как считает начальник погранзаставы "Налычево" Александр Ермарченко, это даже необходимо:
- Застава - та же семья, офицер для солдата что отец родной и на службе, и в быту.
Данил Бельдн, Хабаровский край, матрос сторожевого катера, 18 лет:
- Когда первый раз попал в шторм, то думал: все, конец! Попрятались, на палубу никто и носа не показывал. Да и командиры бы не разрешили. Суденышко бросало так, что путали море с небом. Но матросы поддерживали друг друга как могли. Вообще у нас насчет этого - полный порядок. Выйдешь на палубу в одной рубашке - сразу кто-нибудь одернет: ты, мол, чего раздетый вышел, простудишься. Особенно бережем новобранцев - они еще не знают, как коварно море. Тут запросто можно подхватить простуду, потом очень трудно от нее избавляться. Главное - адаптироваться, а дальше все будет в норме. Суровые условия закаляют и цементируют наш небольшой коллектив: на катере восемь матросов и три командира. У каждого своя работа, и вскоре понимаешь, что, кроме тебя, ее выполнить некому, иначе море раздавит катер.
А какая здесь красота! Вот здесь, при входе в Авачинскую бухту, из воды торчат три скалы. Легенда гласит, что это три брата, которые защитили сушу от морской стихии. А дороги мне эти "братья" потому, что мой отец тоже служил в этих краях и на память сфотографировался здесь с двумя своими друзьями как раз на их фоне.
Андрей К., Брянск, пилот, 32 года:
- Извините, но фамилию называть на стану. Это опасно для моих родных. Дело в том, что летчики часто участвуют в задержании браконьерских судов, порой с применением оружия, даже ракет. В прошлом году наши ребята, к примеру, потопили одного из таких морских пиратов - "Альбатрос-101". Кстати, команда состояла из бандитов, которых, как потом выяснилось, разыскивал Интерпол. Конечно же, при задержании они пообещали расправиться и с нами, и с нашими близкими. Скажу так: рисковым ребятам прямая дорога к нам.
Престижно ли служить у нас? Тем, кто решил посвятить себя небу, советую идти к нам. В последние два года всех новичков здесь быстро "ставят на крыло". Есть горючее, есть любимая работа - что еще надо, чтобы стать настоящим пилотом?!
Александр Ермарченко, Ростов-на-Дону, начальник заставы "Налычево", старший лейтенант, 24 года:
- Задача нашей заставы, являющейся подразделением Камчатского пограничного отряда, - охранять береговую полосу. Денно и нощно здесь дежурят патрули. Главная наша работа на берегу начинается в июле, когда красная рыба направится в камчатские реки на нерест. У ребят команда - задерживать браконьеров. А дело это, сами понимаете, опасное. Эта криминальная публика шутить не любит, хотя нас и побаивается. Ведем наблюдение и за морем, чтобы ни один корабль-нарушитель не остался без присмотра. Даже ночью. Для этого на заставе есть мощные прожекторы. Судно, попавшее в его луч, сразу вынуждено бросать якорь. Тут же связываемся с морскими пограничниками, а бывает, по нашей просьбе в воздух поднимается и авиационная техника. Считайте, мы в центре всех событий. Смотрим и за морем, и за сушей, и за небом.
Сам я потомственный пограничник. Заставой командую год. Женат, жена живет здесь же. Страдает ли от того, что Большая земля далеко? Так ведь здесь тоже бытовых забот хоть отбавляй: летом мы не только несем службу, но и готовимся к суровой зиме: заготавливаем грибы, ягоды, красную рыбу. На нее нам выдается лицензия. Есть и свое хозяйство - корова, козы, свиньи. С продуктами, словом, не бедствуем. А как же иначе: на голодный желудок какая может быть служба?!