Посудите сами. Мировое авиастроение охвачено глубоким кризисом, который был вызван резким спадом пассажирских перевозок сначала после сентябрьской трагедии 2001 года, террористической угрозой, войной в Ираке, эпидемией атипичной пневмонии в странах Юго-Восточной Азии. За это время в отрасли было утрачено 400 тысяч рабочих мест, мировые авиакомпании, по данным Международной авиатранспортной ассоциации, потеряли за 2001 - 2002 годы свыше 25 миллиардов долларов, что составляет их доход за весь послевоенный период. Так что нынешний салон проходит, как здесь говорят, в "урезанном формате". Вместо 44, как это было два года назад, в нем участвует 41 страна, а экспонируется 201 летательный аппарат, что на 25 меньше, чем на прошлом салоне.
Впервые за многие годы небо над парижским предместьем не "разрисуют" в ходе акробатических показательных полетов ни российская продукция прославленных КБ, связанных с именами Сухого и Микояна, ни американские боевые машины. Что касается наших Су-27СК и Миг-29 М2, то решение не испытывать судьбу и оставить их дома было принято буквально накануне салона. У всех на памяти громкий скандал вокруг Су-30МК и Миг-АТ, которые чуть было не оказались под арестом здесь же в Ле Бурже два года назад из-за финансового конфликта между российскими властями и злополучной швейцарской фирмой "Нога". Решение по этому делу в той части, которая касается Франции, как выяснилось, будет принято в местном суде только 2 июля, а это значит, что, окажись наши самолеты на салоне сейчас, их могла бы постичь участь предшественников. И неизвестно, смогли бы французы создать условия для поспешного возвращения наших "соколов" в Россию, как это было два года назад.
Что касается американцев, то они решили не удивлять местную публику летными возможностями своего истребителя пятого поколения F-35. Тем не менее многие эксперты полагали, что несмотря на натянутые отношения между Парижем и Вашингтоном из-за иракского конфликта, а может быть, именно поэтому янки не откажут себе в удовольствии продемонстрировать Жаку Шираку самолет, который не только символизирует военную мощь США, но и внес смуту в стан Евросоюза. Дело в том, что пять стран - Великобритания, Италия, Голландия, Дания и Норвегия - сделали ставку на F-35, в то время как существуют два исконно европейских проекта - "Еврофайтер" и французский "Рафаль". В целом же американское присутствие на Ле Бурже в этом году значительно сократилось. Если на прошлом салоне они показывали 27 летательных аппаратов, то на этом - всего лишь 19.
Россию представляют 45 предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые демонстрируют свыше 300 экспонатов. В основном это макеты и планшеты, а в натуральном виде лишь Як-130 - боевой учебно-тренировочный самолет, разработанный в сотрудничестве с итальянцами, о котором высоко отзываются специалисты. Как всегда, широко представлены наши космические технологии. Недаром Жак Ширак, посетивший в день открытия салона российскую экспозицию, заявил о том, что "Франция заинтересована в развитии сотрудничества с Россией в аэрокосмической области и рассматривает ее в качестве стратегического партнера". Руководители делегации РФ вручили французскому президенту макет прославленного ракетоносителя "Союз", которому в скором будущем суждено получить прописку на космодроме в Куру. Окончательное решение по этому поводу было принято Европейским космическим агентством (ЕКА) в конце мая. Остается решить вопросы финансирования, а речь идет о 300 миллионах евро, которые должны выделить страны-члены ЕКА. Предполагается, что строительство стартовой площадки для "Союзов" начнется уже в конце этого года. Сами же "Союзы" предстоит адаптировать к южноамериканским тропическим условиям.
Чем еще запомнится начало салона в Ле Бурже? Событием для многих французов довольно грустным. Сделав круг почета над аэродромом, совершил последнюю посадку знаменитый сверхзвуковой пассажирский лайнер "Конкорд". Снятый с эксплуатации в конце мая, самолет займет место в экспозиции музея авиации и космонавтики, который находится здесь же, в Ле Бурже.