ПОПРАВКИ ВЫЗОВУТ ГАЗОВЫЙ КРИЗИС?

Правительство решило пополнить госбюджет на 28,5 миллиарда рублей, собрав 17,5 миллиарда с газовиков и 11 миллиардов рублей с "нефтянки". Чем это вызвано? Ведь бюджет в текущем году профицитный, да и на 2004 год тоже закладывается профицит в размере 95 миллиардов рублей.

Тем не менее погоня за "дополнительным рублем" началась. В недрах федеральных министерств уже разработан законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс и другие законодательные акты РФ с целью увеличить налоговую нагрузку на предприятия газовой отрасли.
Судьбу этих нововведений обсуждали на совместном заседании президиума междепутатского объединения (МДО) "Энергия России" и думского Комитета по энергетике, транспорту и связи. Замминистра финансов Михаил Моторин, представлявший в Думе позицию правительства, пояснил, что "вытрясти деньги из сырьевого сектора для государства не самоцель". Смысл законодательных поправок, мол, состоит лишь в совершенствовании государственной налоговой системы.
Однако законопроект, представленный в Госдуму, вызвал у парламентариев недоумение. По мнению Николая Рыжкова, он фактически направлен на то, чтобы обрушить газовый сектор, что крайне пагубно отразится на экономике страны.
Что же предлагает Минфин? Отменить акциз на природный газ, но установить единый налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), увеличив его с 32 до 193 рублей за тысячу кубометров. М. Моторин подчеркнул, что НДПИ - основная составляющая природной ренты, которую государство должно использовать эффективно. Но в данном случае, считают эксперты, единая ставка ничего общего с природной рентой не имеет - ведь здесь не учитываются ни типы месторождений, ни их геологические и географические особенности, ни такие "тонкости", как глубина залегания или наличие инфраструктуры. А это ведет к тому, что разработка многих месторождений попросту окажется экономически невыгодной.
Другая поправка в налоговое законодательство предполагает увеличение экспортной пошлины в 4 раза (с 5 до 20 процентов), причем не только на российский, но и на среднеазиатский газ. Результатом такого нововведения может стать "уход" туркменского и казахстанского газа с российского рынка. Он, скорее всего, направится в обход нашей страны, и мы потеряем на этом миллионы "транзитных" долларов.
Еще один пункт поправок - отмена льгот на газ, используемый для технологических нужд внутри самой отрасли. Поясню, что в соответствии с законом 10 процентов добытого сырья Газпром тратит на "собственные цели", то есть на работу компрессорных станций, обеспечивающих продвижение топлива в магистральных газопроводах. Если льготы будут отменены, то общая цена на газ увеличится, что сразу же ударит по карману потребителей.
Сомнения у специалистов вызывают и другие предложения правительственных чиновников. Выслушав сообщение замминистра финансов, заслуженный геолог России Александр Наталенко предупредил: "Если такие поправки будут приняты к исполнению, то в 2008 - 2009 годах мы испытаем первый газовый кризис".
Выслушав мнения депутатов и экспертов, М. Моторин предположил, что правительство готово обсуждать отдельные пункты перераспределения налоговых нагрузок, однако конечный результат должен остаться неизменным.
В ответ заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Александр Рязанов заявил, что в Газпроме специалисты детально обсуждали предложения Минфина и сделали свои расчеты. Цифры получились другие: при данных поправках налоговая нагрузка на газовую отрасль возрастет не на 17,5, а на 40,8 миллиарда рублей. Столь значительный рост налогов приведет к сокращению инвестиционных программ и убыточности добывающих предприятий. Это пагубно отразится на финансовом состоянии субъектов Федерации, где работают газодобытчики.
После бурного обсуждения депутаты пришли к выводу: налоговую нагрузку на газовую отрасль пока нельзя увеличивать.