ЕВРО N2

Недавно вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин побывал в Минске, после чего заявил, что работа по превращению рубля с 1 января 2005 года в единую валюту Союзного государства России и Белоруссии успешно продвигается. То есть наш рубль станет чем-то вроде евро, только меньшего масштаба - в двух не входящих в ЕС странах.

По словам Кудрина, практически завершена подготовка двустороннего соглашения, касающегося эмиссии и участия сторон в этом процессе. Глава российского Минфина уверен, что расширение рублевой зоны до Бреста даст дополнительный толчок к интеграции и сможет позитивно повлиять на рост некоторых показателей белорусской экономики.
Что об этом думают некоторые эксперты?
Леонид ЗАИКО, президент аналитического центра "Стратегия" (Минск):
- Недавний визит в Минск российских переговорщиков, среди которых был Алексей Кудрин, по мнению некоторых наших наблюдателей, носил характер нормальной психологической и экономической разведки. Надо понимать, что белорусское руководство вынуждено вести эти переговоры, находясь не на самых лучших позициях. Насколько я знаю, в первом полугодии по поступлению доходов бюджет выполнен лишь на 40 процентов. Половина наших предприятий убыточны. Официальный Минск мог бы оттягивать введение рубля как единой валюты, если бы Белоруссия получила значительные доходы от приватизации промышленных объектов, продажи госсобственности иностранным покупателям, в том числе - российскому капиталу. Но на предложения белорусской стороны о продаже части пакетов акций, например, крупных предприятий нефтехимии практически не поступило заявок. Латать бюджетные дыры нечем. Белорусское руководство понимает это так же хорошо, как и то, что с введением российского рубля как единой валюты придется отказаться от своей экономической модели. Да и для политического маневра возможностей будет меньше.
Что касается белорусского электората, тут мнения разделились. Как в Европе есть еврооптимисты и европессимисты, так и у нас - к перспективам перехода на российский рубль отношение в народе разное. Некоторые наши эксперты считают, что спешить в этом деле все же не следует. Они полагают, что особенно на первом этапе российско-белорусского валютного единения минусы способны перевесить плюсы. Может статься так, что стоимость белорусской продукции в российских рублях резко возрастет и она станет совсем неконкурентоспособной. Как следствие, еще больше снизятся поступления в бюджет и жизненный уровень населения. И тогда, чего доброго, белорусские граждане во всех своих бедах будут винить Россию.
Валерий ДРАГАНОВ, зам. предcедателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы (РФ):
- Хотя наше правительство делает весьма оптимистичные заявления, я считаю, что введение единой валюты в Союзном государстве России и Белоруссии еще не подготовлено. До сих пор не согласованы таможенные тарифы, нетарифные меры регулирования внешней торговли, нет также единой системы валютного регулирования.
К тому же мы по-прежнему очень сильно расходимся в понимании стратегии и тактики экономического развития. Приватизация в Белоруссии практически не проводилась, а если где-то и началась, то вмешательство в нее государства чрезмерно. Поэтому говорить о конкуренции на белорусском рынке не приходится. Для любого иностранного бизнеса там слишком высоки политические риски, поскольку исполнительная власть нередко подменяет законодательную. Что касается инвестиций в экономику, то их, по сути дела, нет. Все это создает очень большие проблемы. Экономические факторы важнее любой политической риторики о единстве, братстве. Белорусская сторона не выполнила ранее принятые на себя экономические обязательства. Теперь она либо без всяких условий согласится на единую валюту и выиграет - в этом случае выиграет и белорусский народ, перейдя на более стабильный рубль - либо проиграет. Третьего не дано - подавляющее большинство предприятий у наших партнеров по Содружеству действительно убыточные, а казна не может собрать доходы.
Я уверен, что в массе своей белорусский народ хочет войти с нами в единое экономическое пространство. Мы тоже заинтересованы в объединении. К слову, это радикальным образом не скажется на состоянии российского рубля. Так что россиянам бояться потрясений не стоит. Если чего и надо опасаться, так это экономического кризиса, который может случиться в Белоруссии. К этому, увы, есть предпосылки, а границ между нашими странами практически нет...
Виктор ГЕРАЩЕНКО, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ Банка России:
- Европа объединялась медленно, долго готовилась, прежде чем прийти к единой валюте. При этом некоторые государства вставали в позу и до сих пор артачатся. Это естественно. Естественно и то, что в Москве есть противники объединения России и Белоруссии. Я думаю, корни неприятия этого союза все-таки исходят из прошлого. Поскольку в СССР некоторые республики сидели на шее союзного бюджета, были дотационными, до сих пор живуч принцип "Хватит России кормить другие народы".
Конечно, нельзя сравнивать экономики наших стран. Объединяться с соседями на равных условиях для России пока экономически невыгодно. Введение единой валюты, само собой, потребует затрат. Но необязательно начинать именно с этого и только с этого, когда реально еще ничего не сделано. Давайте убирать таможню, сближать экономики. Мы же отдаем себе отчет в том, что с точки зрения военной, политической, да в конечном счете и экономической, союз с белорусами нам нужен. У российского экспорта (газа, нефти, труб) есть только два пути в Европу - либо через Украину, либо через Белоруссию. Этим все сказано.
Евгений ПРИМАКОВ, президент Торгово-промышленной палаты:
- Я - однозначно за создание Союзного государства России и Белоруссии. Если наши руководители не используют эту историческую возможность, то пострадают в первую очередь наши народы. Думаю, что в проигрыше не только для нас окажется и геополитическая ситуация. Некоторые, может быть, считают это не столь важным. Однако развитие событий в мире каждодневно подчеркивает, насколько необходима Россия в виде органичной части сильной Европы для того, чтобы миропорядок окончательно не принял одностороннюю ориентацию.
Но совершенно ясно, что прийти к Союзному государству можно только путем экономической интеграции. А единая валюта - ее важнейшая составляющая. Трудно объединиться на едином экономическом пространстве? Несомненно, трудно. Но легких путей у нас никогда не было.