29 марта 2017г.
МОСКВА 
1...3°C
ПРОБКИ
4
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 57.02   € 61.53
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЕКСАНДР ВЕШНЯКОВ: СУДЬБЫ ПАРТИЙ ОПРЕДЕЛЯТ ИЗБИРАТЕЛИ

Юрьев Владимир
Опубликовано 01:01 17 Июня 2004г.
"Избиратели должны стать не электоратом, а вершителями партийных судеб", - сказал на встрече с журналистами "Труда" председатель Центральной избирательной комиссии Александр ВЕШНЯКОВ.

- Александр Альбертович, давайте начнем с принятой на днях депутатами новой редакции закона "О референдуме Российской Федерации", которую внес в парламент президент. Вы официально представляли законопроект и убедились, что не все восприняли его одобрительно. А каково ваше мнение?
- Мне некорректно высказываться о причинах недовольства тех или иных политиков по этому поводу, но хочу обратить внимание на то, что принят не новый закон, а его новая редакция, как вы правильно отметили. И она на 90 процентов базируется на прежнем законе, сохраняет его концепцию. Действующий в нашей стране порядок организации плебисцита является фактически прямой демократией, чем пользуются лишь четыре европейские страны.
Нынешний закон о референдуме, по мнению многих экспертов, морально устарел. Напомню, он был принят 10 октября 1995 года. В сентябре 2002 года Дума внесла в закон поправки, которые ввели мораторий на проведение плебисцитов во время избирательных кампаний, а также в последний год полномочий президента РФ и Государственной Думы. Новая редакция закона препятствует процедуре политических спекуляций, реализации амбиций политиков, преследующих узкокорпоративные цели. Она по-настоящему учитывает федеративный характер государственного устройства России и является одной из самых либеральных моделей в мире. В США, например, вообще не проводятся национальные референдумы, а в ряде стран они носят консультационный характер, то есть проводятся, чтобы узнать мнение населения по тому или иному вопросу. В России же решения, за которые граждане проголосовали на референдуме, обязательны для исполнения.
- Копья, как известно, ломаются вокруг норм, определяющих порядок регистрации инициативной группы по организации федерального референдума. В чем суть разногласий?
- Да, действительно процедура организации референдума усложняется, но делается более прозрачной, учитывающей федеративное устройство нашего государства, его огромные размеры. По действующему закону президент назначает референдум, когда собрано 2 миллиона подписей граждан России. Для этого необходимо создать инициативную группу в составе не менее 100 человек, зарегистрировать ее в избиркоме любого субъекта Российской Федерации, собрать за 3 месяца нужное количество подписей и передать подписные листы в Центральную избирательную комиссию. Но и по новой редакции предлагается по-прежнему собрать 2 миллиона подписей, только вот инициативная группа должна состоять из региональных подгрупп, зарегистрированных более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждой из них должно быть не менее 100 местных жителей. Они обязаны провести свои местные собрания, нотариально заверить протоколы регистрации участников собрания.
Если сейчас собирать подписи может кто угодно, то по новому закону - только члены подгрупп, и лишь на своей территории. Причем в каждом субъекте России можно собрать не более 50 тысяч подписей. Такой порядок позволит избежать злоупотреблений, в том числе и с фальсификациями подписных листов, что неоднократно фиксировалось также при проверке инициатив по проведению референдумов и особенно в больших масштабах выявилось во время последних избирательных кампаний. В настоящее время идет расследование по пяти уголовным делам, возбужденным по фактам подделки подписных листов.
- Обратимся к идее проведения выборов в Государственную Думу исключительно по партийным спискам, которую вы озвучили публично. Это был бы переход от смешанной системы парламентских выборов к пропорциональной. Насколько назрела такая необходимость?
- Нынешний порядок формирования Государственной Думы имеет серьезные недостатки и не замечать их нельзя. Перемены назрели, и если мы хотим иметь полноценное гражданское общество, то должны осуществить их с учетом опыта, накопленного за последние 10 лет. Возможность проведения парламентских выборов по пропорциональной системе мы обсуждали у президента России Владимира Путина на недавней встрече с членами Центральной избирательной комиссии. Напомню: Государственная Дума формируется по смешанной пропорционально-мажоритарной системе, когда 225 депутатов избираются по партийным спискам и 225 - по одномандатным. Сейчас, когда выборы позади, эта идея может стать темой серьезной дискуссии не только среди политологов и депутатов, но и в обществе, ибо она напрямую затрагивает перспективы развития партийно-политической системы России.
Что побуждает к таким переменам? Мы уже прошли четыре избирательные кампании по выборам в Государственную Думу - в 1993, 1995, 1999, 2003 годах. И они показали: без пропорциональной части выборов зарождение и становление политических партий в нашей стране вообще было бы почти невозможно. Кстати, весь мировой опыт доказывает, что именно пропорциональная система стимулирует становление и развитие политических партий. Еще одна особенность наших партий - почти все они "тусуются" только в Москве. Закон о политических партиях, внесенные изменения в избирательное законодательство в какой-то мере сдвинули проблему с мертвой точки. Применение пропорциональной системы при формировании региональных парламентов в 13 субъектах Российской Федерации, где уже состоялись такие выборы, значительно активизировало здесь деятельность партий.
- Не приведет ли это к потере связи между избирателями и законодателями? Одномандатники все-таки ездят в округа, встречаются с народом, как бы пропуская все их заботы и проблемы через себя.
- Вы правы, в этом действительно достоинства системы выборов по одномандатным округам, но давайте это достоинство вмонтируем в модифицированную пропорциональную систему, то есть заставим партии свои списки кандидатов делить на региональные группы и в зависимости от уровня поддержки кандидатов по регионам определять очередность получения ими депутатских мандатов. Это будет стимулировать партии искать авторитетных кандидатов, способных активно работать с избирателями, поддерживать с ними постоянную связь, став депутатами в Государственной Думе. В то же время надо знать, что в одиночку в Думе ничего серьезного сделать невозможно, там принимаются те решения, которые проводят большие депутатские объединения, фракции. В нынешней мажоритарной системе кандидат все равно связан с какой-нибудь командой: либо губернатора, либо местного олигарха, либо московской партии. Может, лучше избавиться от этих иллюзий и так называемой "независимости" и без всякого лукавства выборы в Государственную Думу проводить только по партийным спискам, но обязательно, еще раз подчеркну, при модицифированной пропорциональной системе.
- В партийных списках, как показали избирательные кампании, немало сомнительных личностей, которые появляются неизвестно откуда.
- Это серьезная проблема, которую нельзя не замечать. Многими утверждается, что места в проходной части партийного списка нелегально продаются за очень большие деньги. Но это порок не самой пропорциональной системы, а того вида, в котором она применяется у нас. Это еще раз говорит о необходимости ее модификации. Пропорциональную систему можно вводить, обеспечив большую открытость партийных списков и их финансовую чистоту.
- Озвученные инициативы невольно поднимают вопрос, какую политическую систему мы строим: двух- трех- или четырехпартийную? Не приведет ли введение 7-процентного избирательного барьера к возникновению в стране моно- или полуторапартийной системы?
- Во избежание этого в законе нужно сохранить уже введенное условие, которое предусматривает прохождение в Думу не менее четырех политических партий или блоков. Скажем, если только три партии преодолеют 7-процентную планку, то в парламент все же должна пройти и партия, занявшая четвертое место, даже если она не осилила барьер. Не надо искусственно выстраивать двух- или трехпартийность. В России есть и левые разных оттенков, и правые разных мастей, и многочисленные центристы. И все они в свободном обществе свободных людей должны иметь возможность быть представлены в парламенте при соответствующей поддержке избирателей. Каких-то 15 лет назад у нас было одна любимая партия, которая всем руководила, но тем не менее дискредитировала себя. Каких-то лет 10 назад у нас было уже почти 200 партий, которые не руководили, но тоже так или иначе многие дискредитировали себя. Сейчас зарегистрировано более 40 партий. Много это или мало? Ответ на этот вопрос дадут избиратели, которые станут для политических партий не просто электоратом, а вершителями их судеб.
- Как утверждают социологи, избиратели теряют интерес и к выборам, и к партиям. Многие не приходят на избирательные участки, растет число тех, кто голосует "против всех"...
- Проблемы, которые мы озвучили, умноженные на административные перегибы, действительно разочаровали людей, вызывают у них политическую апатию. На парламентских выборах 2003 года мы потеряли порядка 6 миллионов избирателей в сравнении с выборами в 1999 году. Поэтому и нужна серьезная работа по устранению недостатков избирательной системы.


Loading...



Три года назад Крым вошел в состав России. Какие чувства у вас по этому поводу?