КАРЬЕРА НАЧАЛАСЬ С КРУШЕНИЯ
155 лет назад, 17 июня 1849 года, родился русский государственный деятель Сергей Юльевич Витте. От отца унаследовал голландскую кровь и фамилию, от матери, из рода князей Долгоруких, только русскую кровь.
Можно сказать, что его политическая карьера началась в тот момент, когда царский поезд потерпел крушение и Александр III чудом остался жив. Император вспомнил, что один из железнодорожных чиновников по фамилии Витте предупреждал министра путей сообщения, что российская "чугунка" мало приспособлена для передвижения царской особы на максимальных скоростях. Так, железная дорога стала для Витте, прослужившего два десятка лет в этом ведомстве, прямой дорогой в высокую политику. Венец его карьеры - глава российского правительства.
Немногие политики сделали больше, чем Витте для развития капитализма в России и ее процветания. С его именем связывают введение винной монополии, в результате которой четверть всех поступлений направлялось в казну, проведение денежной реформы, утвердившей "золотое" обращение, наконец, строительство Сибирской железнодорожной магистрали и многие другие проекты.
Такая кипучая деятельность не могла продолжаться долго, ибо модернизаторам в нашем отечестве отпущен короткий век. Правые сочли Витте слишком левым, а левые слишком правым. А попытка занять позицию в центре привела к тому, что он оказался между молотом и наковальней. Премьер подал в отставку. Случилось это почти сто лет назад. Для историков - совсем недавно, для современных реформаторов - очень давно.
"ЗАКОНЧЕННЫЙ СОЛДАТ"
18 июня исполняется 30 лет со дня смерти маршала Победы Георгия Жукова. Бесспорный правофланговый в ряду полководцев Великой Отечественной войны, он был осыпан беспримерными наградами и удостоен столь же беспримерной опалы, длившейся почти четверть века. Глубокие стратегические решения и точные тактические суждения сочетались в нем с физическим и моральным мужеством и почти гипнотическим воздействием на окружающих.
Д.Киган и Э.Уиткрофт, авторы книги "Кто есть кто в военной истории", внесли еще одну краску, без которой портрет полководца был бы неполным. Жуков обладал "явным равнодушием к ужасающей цене, которую могла заплатить армия за проводимые им боевые операции. Во многих отношениях он был законченным солдатом двадцатого века".
Судьбу маршала подытожил Иосиф Бродский:
Спи! У истории русской страницы хватит для тех, кто в пехотном строю смело входил в чужие столицы, но возвращался в страхе в свою.