11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СТАЛЬНЫЕ КОНИ ВНОВЬ В БОРОЗДЕ

Вержба Михаил
Опубликовано 01:01 17 Июня 2005г.
17 июня 1930-го с конвейера Сталинградского тракторного сошел первый советский стальной богатырь. Этот юбилей наверняка пройдет незамеченным. Сегодня такие праздники не привлекают рекламодателей, а стало быть, нет к ним коммерческого интереса. Между тем в Сталинграде 75 лет назад была написана одна из ярких страниц нашей истории. Для страны, еще не вполне оправившейся от разрухи и не победившей голод, выпуск собственных современных машин для села поистине стал маленьким чудом. Сам завод - в это трудно поверить даже сегодня - был построен всего за 11 месяцев! Этот рекорд не побит никем в мире.

Но прежде чем приступить к строительству, специалисты и власти долго спорили, каким должен быть завод и, собственно, сам трактор. Совнарком, тогдашнее правительство, поставил задачу: приступить к выпуску тракторов мощностью в 10 и 20 лошадиных сил. Директор Тракторстроя Василий Иванов изучил обстановку, советовался со спецами и пришел к выводу, что делу, как говорили тогда, "надо придать революционное ускорение".
Директор поехал в Москву. Спустя несколько дней принесли телеграмму-"молнию" от Иванова: "Завод перепроектируется на трактор 15 - 30 л.с." На все переделки отводилось... 28 дней. В Гипромезе, головном институте отрасли, рассматривались две концепции: европейская и американская. Наиболее прогрессивной тракторостроители считали последнюю.
Представьте, даже отлаженный механизм американской индустрии не поспевал за революционными темпами советских планов. Выполнение заказов - а подрядчиками выступали 70 фирм - явно запаздывало. Поступающее оборудование прямо с колес развозили по будущим цехам и сразу монтировали.
Шли годы, завод быстро набирал обороты. В апреле 1932-го - освоение проектной мощности. То есть по 144 трактора в сутки. Еще через шесть лет на Всемирной выставке в Париже наш богатырь удостоен Гран-при. (Припомните, часто ли сегодня мы добиваемся такого признания?) В 1940-м на СТЗ заработала первая в стране автоматическая линия. Не американская и вообще не импортная. Их, кстати, тогда в мире были единицы. А в Сталинграде такую спроектировал... рабочий Иван Инночкин. Остается добавить, что когда враг подошел к городу, первыми на северных границах Сталинграда его встретили ополченцы СТЗ. Потом вся страна восстанавливала завод из руин. И уже 17 июня 1944 года с нового конвейера сошел первый послевоенный трактор.
Так что завод этот неотделим от истории нашей страны. Нельзя забывать ее. В начале 90-х ниточка как будто оборвалась. Тракторный гигант влачил жалкое существование. Сейчас, кажется, ситуация понемногу исправляется. Выпускаются старые модели и осваиваются новые. Пережив вместе со страной тяжкий период, Волгоградский тракторный вновь работает на страну.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников