РАЗВЕДКА - ИХ СУДЬБА

В книге "Элита русской разведки" 23 портрета главных действующих лиц из почти 200-летней

В книге "Элита русской разведки" 23 портрета главных действующих лиц из почти 200-летней истории российских спецслужб. 23 героических, а порой и трагических судьбы.
Историки могут спорить, кто на Руси был первым разведчиком в стане врага. Авторы - составители этого сборника документальных очерков Виктор Андриянов и Николай Долгополов свой отсчет повели с начала XIX века, с тех времен, когда Россия готовилась к войне с Наполеоном. "Зачем нет у меня многих министров, таких, как этот молодой человек", - написал в июне 1811 года император Александр I на донесении своего военного агента в Париже флигель-адъютанта Александра Чернышова. За несколько недель до начала Отечественной войны 1812 года тот сумел вывезти из Франции целый портфель сверхсекретных документов.
В галерее портретов людей, которые составили бы честь любой разведке мира, особое место занимает руководитель российской резидентуры в Европе во время Первой мировой войны полковник граф Павел Игнатьев, младший брат известного генерала Алексея Игнатьева, автора популярной книги "50 лет в строю". Всего за год после начала боевых действий он сумел создать в зарубежье девять разведывательных организаций.
Но это, как говорится, дела давно минувших дней. Сборник же открывает читателю и имена тех разведчиков, которые воевали на "невидимом фронте" сравнительно недавно. Это скорее исключение из правил: любая разведка мира крайне неохотно раскрывает своих агентов даже спустя многие десятилетия. Имена Рудольфа Абеля, Льва Маневича, Конона Молодого, Джорджа Блейка давно известны широкой публике - их рассекретили еще в годы "холодной войны". Но и в рассказы об их судьбах авторы сборника сумели добавить новые, ранее неизвестные факты. Не говоря уже о том, что они открыли читателям новые блистательные имена. Например, Дмитрия Быстролетова, чьей жизни разведчика-нелегала хватило бы на десяток героических биографий. Увы, государство в мрачные периоды его истории сурово обошлось со своим преданным солдатом. Как и многие его соратники, в 37-м году он был отозван из загранкомандировки в Москву, обвинен в сотрудничестве с разведками четырех стран и получил 20 лет заключения плюс пять лет ссылки. По приказу наркома НКВД Ежова палачи "железным тросом со стальными шариками на концах принялись выколачивать из жертвы нужные им признания. Они сломали ему ребра, проломили череп, сапогами разорвали мышцы живота, выбили зубы". Многие годы спустя, чудом выжив в сталинских застенках, Дмитрий Быстролетов писал: "С работой в разведке связаны лучшие годы моей жизни. Я рад, что вернулся в СССР на гибель. Сознательно вернулся, выполняя долг патриота".
Есть в сборнике еще одна жемчужина. Это развернутое интервью первого заместителя директора Службы внешней разведки России Владимира Завершинского. Руководители разведки такого ранга обычно не дают интервью до своего увольнения из спецслужбы. Владимир Завершинский сделал исключение полтора года назад для газеты "Труд". В книге "Элита ... " разговор более подробный. И еще об уникальности книги: впервые на ее страницах рассказывается не только о внешней разведке, но и о рассекреченных сотрудниках Главного разведуправления Минобороны России - святая святых нашего военного ведомства. Остается только сожалеть, что такое уникальное издание вышло тиражом всего пять тысяч экземпляров.