Можно спорить и с выбором жюри, и с отборочной комиссией, но так или иначе нынешний фестиваль продемонстрировал, что российское кино развивается. Об этом говорит и количество дебютантов, и звезды, не задерживающиеся, как раньше, на Черноморском побережье, а приезжающие на пару дней представлять кино и снова уезжающие на съемки.
В этом году не увидели церемонию закрытия режиссеры Александр Прошкин и Алексей Учитель. Тут же пополз слух, что они узнали, что призов им не достанется, и, оскорбившись, уехали, таким образом повторив "подвиг" Филиппа Янковского, в свое время улетевшего с фестиваля, когда ему не дали приз за картину "Статский советник".
Пока шептались, пока перемывали косточки, началось награждение. После вступительного слова ведущего Федора Бондарчука о том, что большинство режиссеров в конкурсе этого года - дебютанты, стало понятно, что, наверно, им и достанется львиная доля наград, а "Кинотавру" грозит участь стать конкурсом дебютов, а было бы жаль.
Кстати, конкурс "Кинотавра" был сокращен на одну картину - "Старшую жену" Ивана Соловова. Фильм просто не был готов к началу фестиваля. Приз гильдии кинокритиков, традиционно вручаемый ее председателем Виктором Матизеном, ушел картине "Дикое поле" Михаила Калатозишвили. За короткий метр наградили фильм "PAL/SECAM" Дмитрия Поволоцкого.
Что касается основного конкурса, то спецприз жюри вручили фильму "Новая земля" Александра Мельника ("за удачный коммерческий проект"). За лучший дебют вручать награду вышли Ирина Скобцева, которая произнесла трогательные слова о том, что получающий этот приз "вступит на дорогу искусства", и режиссер Марина Разбежкина. Режиссер Игорь Волошин на "дорогу искусства" вступил не лично, за него приз получали актрисы, сыгравшие в его картине "Нирвана" главные роли: Мария Шалаева и Ольга Сутулова. Лучшая операторская работа - Илья Демин, фильм "Новая земля". А вот при вручении приза за лучший сценарий радость победителей омрачил тот факт, что приз достался Петру Луцику и Алексею Саморядову посмертно.
Приз имени Микаэля Таривердиева за лучшую музыку к фильму ушел Алексею Айги ("Дикое поле"). А далее на сцену вышли два секс-символа нашего кино - Владимир Машков и член жюри Артем Ткаченко: им выпала честь вручать приз за лучшую женскую роль. Машков попросил актеров встать, чтобы поприветствовать женщин, и именно тогда стало заметно, что актеров в зале не так уж много. Впрочем, и самой победительницы Ксении Раппопорт (фильм Кирилла Серебренникова "Юрьев день") в зале тоже не было. За призом вышла продюсер Наталья Мокрицкая, призвала всех полюбить Ксению так же, как и они, и скромно удалилась.
Приз за лучшую мужскую роль вручали Алла Демидова и член жюри Марина Голуб. Достался он британскому актеру Джетро Скиннеру за роль в картине Оксаны Бычковой "Плюс один". От радости и желания лично поздравить весьма привлекательного героя Марина Голуб даже выучила несколько фраз на английском и пропела дифирамбы глазам Скиннера, от чего он, кажется, пришел в недоумение.
Именно отсутсвующий на церемонии Александр Прошкин был признан лучшим режиссером с фильмом "Живи и помни" по повести Валентина Распутина, а потому все догадки о причинах его внезапного отъезда оказались лишь домыслами. Гран-при удостоилась картина "Шультес" Бакура Бакурадзе.
Как и было изначально объявлено, приз "За выдающийся вклад в развитие российского киноискусства и кинонауки" достался президенту Фонда Ролана Быкова Армену Медведеву.
После завершения официальной церемонии закрытия кинофестиваля был представлен фильм Мартина Скорсезе о "Роллинг Стоунз" "Да будет свет". Несмотря на упорно ходившие среди гостей смотра слухи, господин Скорсезе на церемонию не приехал...