Главная Культура 13:45 17 Июня 2015 874
Сны о Тарковском

Сразу в пяти городах Ивановской области прошел фестиваль «Зеркало»

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда», Плес – Москва
Труд
Кадр из фильма «Дама с собаками» (Аргентина). с сайта tarkovskyfest.ru

Пожалуй, это самый амбициозный, стремительно растущий, концептуально осмысленный международный кинофестиваль на просторах нашей страны. Подозреваю, что своим размахом он вскоре сможет дать фору ММКФ, который обитает преимущественно в одном столичном кинотеатре. А из Иваново, где смотрит кино основная публика «Зеркала», до Плеса, где базируется штаб и работает жюри фестиваля, – полтора часа езды на машине. А из Плеса до Юрьевца, где расположен Музей Тарковского, – еще три часа быстрой езды или шесть часов путешествия по Волге на катере. И во всех этих фестивальных точках всю неделю показывали кино. Чаще всего – при участии авторов.

В один из фестивальных дней знаменитый армянский режиссер-документалист Арутюн Хачатрян, ретроспективу которого показало «Зеркало», проехал пару сотен километров, чтобы лично представить публике свои фильмы в этих трех городах. В этом, собственно, и состоит задача фестиваля – дойти, достучаться, докричаться до зрителей российской глубинки, напомнить им, что в мире снимаются не только американские блокбастеры, а есть умное, содержательное кино, которому как раз и отдают приоритет устроители «Зеркала».

Это стремление насытить экран серьезными мыслями и волнующими эмоциями прослеживалось буквально на всех этажах и уровнях фестивальной жизни. От содержательной научной конференции, посвященной Тарковскому, до программы лучших фильмов фестиваля «Артдокфест». От ретроспективы «Фассбиндер и его время» до подборки избранных анимационных фильмов Константина Бронзита. От обширной программы российского кино «Свои», где неизменным интересом зрителей пользовались остросоциальные фильмы «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Дурак» Юрия Быкова, «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Класс коррекции» Ивана Твердовского, «Под электрическими облаками» Алексея Германа, до экспериментальных работ в жанре видеоарта. От вечеров поэзии до ретроспективы Алисы Фрейндлих, в рамках которой показали не рязановские комедийные хиты с ее участием, а нелегкие для восприятия, но замечательные фильмы «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «На Верхней Масловке» Константина Худякова и, конечно, уже классический «Сталкер» Андрея Тарковского…

Было бы наивным предполагать, что конкурсная программа «Зеркала» будет сплошь состоять из фильмов, наследующих эстетику Тарковского. Для отборщика фестиваля Андрея Плахова здесь важны не формальная приверженность стилевым поискам гения, а глубина и оригинальность авторского мышления, серьезный уровень разговора со зрителем. К сожалению, этот уровень выдерживался в фильмах конкурсной программы не всегда. И чаще всего сбои случались как раз в тех случаях, когда внешние приметы «тарковщины» на экране были, а дух мятежного художника напрочь отсутствовал.

Это относится, например, к аргентинской «Даме с собаками», немецкому «Царству птиц», болгарскому фильму «Исчезновение Созополя», в которых много мистических туманов, замедленных панорам, многозначительных пауз, но почти ничего не происходит в душах людей и окружающем их социуме. Не зря эти внешне живописные, но пустоватые эксперименты оставили членов жюри равнодушными. Равно как не заметили они и фильм «Почему я не Тарковский», который впал в другую крайность. Используя в заголовке имя гения, турецкий режиссер снял довольно унылую драму о своем незадачливом коллеге, который хотел бы снимать кино уровня Тарковского, а снимает почему-то убогие телесериалы. Учитывая, что и сам фильм «Почему я не Тарковский» снят в бытовой, едва ли не сериальной стилистике, получилось вполне саморазоблачительное кино.

В индийском фильме «Суд» не оказалось мистических туманов, равно как и игривых отсылок к имени Тарковского, но нашлось место художнической боли, ясности и ярости режиссерского высказывания о политической ангажированности тамошней судебной системы, которая вершит в фильме расправу над народным поэтом, позволившим себе выступать перед публикой с песнями протеста. Впечатляющий показ социального расслоения индийского общества, точная обрисовка всех участников этой жизненной драмы, наконец, глубина художественного обобщения (только ли в Индии возможен подобный сюжет?) – все это предопределило и симпатии зрителей, которые поставили «Суд» на первое место в своем рейтинге, и благоволение жюри, которое присудило ленте приз за профессиональные достижения.

Специального упоминания жюри был удостоен фильм «Почему я», который на жанрово более остром, почти детективном материале, говорит о пороках уже другой судебной системы – на сей раз румынской. Приз за режиссуру достался сербскому фильму «Ничей ребенок». Основанный на реальных событиях, он рассказывает историю мальчика, который был обнаружен охотниками среди стаи волков. Его отдали в интернат, и, вопреки скепсису врачей, ребенок постепенно социализировался, начал разговаривать, у него стали просыпаться естественные для человека чувства благодарности, любви. Но тут грянула гражданская война, и мальчика втянули в кровавую бойню, научили стрелять. Мир людей на поверку оказался еще более жесток, чем мир зверей.

Кино критического реализма, кино прямого авторского высказывания выглядело на фестивале «Зеркало» более сильным, зрелым, чем кино метафизическое, экзистенциальное. Намечался парадокс: на фестивале имени Тарковского может победить фильм с сильным социальным, даже социально-политическим началом, что, в общем, не было близко поэтике Тарковского. Спас ситуацию китайский фильм «Райский уголок», в котором сошлись и социальная боль, и визуальная магия. Путешествие 13-летнего мальчика вдоль реки Хуанхэ в поисках своей пропавшей матери позволило режиссеру (он же и оператор) Мяоянь Чжану создать на экране непарадный образ современного Китая, на просторах которого хватает и разрушенных деревень, и городских трущоб, и вопиющей нищеты населения, и подневольного детского труда, и опиумного тумана. Но вся эта грозная социальная фреска лишена в фильме даже малейшей публицистической риторики, она подернута высокой меланхолией, философской печалью, что неуловимым образом роднит черно-белый китайский фильм с творчеством русского гения. «Тарковский, мы любим тебя!» – воскликнул счастливый китайский режиссер, получая Гран-при фестиваля. Хороший, кстати, слоган для «Зеркала», которое в следующем году отзеркалит мировой кинопроцесс уже в десятый раз.

Комментарии для сайта Cackle

Один из основателей группы рассказал «Труду», как выживать музыке и артистам в эпоху пандемии и политических потрясений

Анна Щербакова
Труд
Фото предоставлено пресс-службой артиста

19 сентября группа «Би-2» впервые после карантина появилась на сцене c единственным концертом «Выйдем из дома». Как выживать музыке и артистам в эпоху пандемии и политических потрясений,...

Культура 00:14 / 02 Октября 2020 6866
Подвиг пропагандиста

Ложась в кровать Алексея Навального, Дмитрий Киселев рисковал жизнью не зря

Сергей Беднов
Труд
Фото: City News Moskva, globallookpress.com

В минувшее воскресенье в «Вестях недели» Дмитрий Киселев рассказал о своем журналистском расследовании... Впрочем, нет, так звучит слишком пресно. Начнем с начала. 27 сентября 2020 года знаменитый телеведущий...

Исполнитель роли Мимино выдвинут кандидатом в парламент от партии бывшего президента страны Михаила Саакашвили 

Популярный советский и грузинский певец и актер Вахтанг Кикабидзе, исполнитель роли Мимино в одноименном фильме, стал одним из кандидатов на выборах депутатов грузинского парламента. Об этом в четверг, 1 октября сообщает «РИА...

«Труд» попросил актера рассказать, какие перипетии на этот раз ждут героев сериала «Катран»

Анна Щербакова
Труд
Риналь Мухаметов и Татьяна Лялина в ролях Ивана и Светы. Фото предоставлено Первым каналом

На Первом канале начался показ сериала «Катран» — продолжение популярнейшего цикла детективных историй сериала «Мосгаз» о майоре Черкасове и его помощнице Соне. В нынешнем, уже седьмом сезоне...

100 лет назад родился выдающийся кинохудожник, который познал в своей жизни и громкую славу, и несправедливую хулу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Сергей Бондарчук не играл проходных ролей, не снимал фильмов на потребу дня. Фото: Russian Look, globallookpress.com

Сергей Бондарчук оставил этот мир уже более четверти века назад, в октябре 1994 года. А его присутствие в нашей жизни по-прежнему ощутимо. И не только потому, что в кино активно работают его дети и внуки,...

Культура 00:22 / 16 Октября 2020 2778
Кино, похожее на сон

Новый фильм Валерия Тодоровского призван проторить в нашем кино новую жанровую тропинку. Удалось ли?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Гипноз» с сайта kinopoisk.ru

Это на Западе у каждого уважающего себя представителя среднего класса есть не только адвокат, но и личный психотерапевт. Для нашего не избалованного такими нежностями населения это все еще неизведанная реальность. Не только наяву, но и на экране...

Культура 00:17 / 25 Сентября 2020 2708
Тарзан и его тарзанки

Оказывается, на фоне угрозы второй волны «ковида» россиян волнуют совсем другие темы. Ну, если судить по тому, что показывает телевизор

Сергей Беднов
Труд
Первый канал перемывает кости Наташе Королевой, ее мужу Сергею Глушко (он же Тарзан) и его любовнице. Фото: Nadezhda Lebedeva/Russian Look, globallookpress.com

У кого что болит, тот о том и говорит. Это мы знаем. По идее, в откликах телезрителей сейчас чаще всего должна бы фигурировать пресловутая «вторая волна». Начальство разного уровня относится к ней...

Кэндзо Такада умер в Париже после заражения COVID-19 на 82 году жизни

Фото: kenzotakada_official

  Основатель бренда Kenzo Кэндзо Такада умер в Париже после заражения коронавирусом. Дизайнер скончался на 82 году жизни, передает AFP заявление представителя модельера. Кэндзо Такада родился в Японии и переехал во Францию в 1965 году.  В...

В прошлом году лидером рейтинга стала Скарлетт Йоханссон, заработавшая на франшизе «Мстителей» 56 миллионов долларов 

София Вергара. Фото: Birdie Thompson, globallookpress.com

Американский журнал Forbes обнародовал рейтинг самых высокооплачиваемых актрис мира 2020 года. Список появился на сайте издания. Первое место в нем заняла американско-колумбийсая актриса и модель София Вергара, звезда сериала Modern Family....

В новой истории, которую собирается представить студия, сказочная героиня станет обувным дизайнером и пойдет работать к мачехе на ТВ 

Обложка книги Джули Мерфи «Если туфелька подойдет». Фото из соцсетей

Disney Publishing, дочернее издательство студии Disney, занимающейся производством кино и мультфильмов, представит образ популярной сказочной героини – Золушки в необычном формате. Как стало известно обозревателям издания The Hollywood...

Олег Осетинский скончался в возрасте 83 лет

Кадр с видеохостинга YouTube @Алексей Михеев

Ушел из жизни известный российский и советский киносценарист Олег Осетинский. Об этом сообщает телеканал РЕН ТВ. Осетинский скончался 27 сентября в возрасте 83 лет. Как сообщила его дочь, пианистка Полина Осетинская, причиной смерти не являлась...

Народный артист России умер в возрасте 74 лет после продолжительной болезни

Фото: Natalya Loginova/Russian Look, globallookpress.com

Ушел из жизни известный оперный певец, народный артист России Вячеслав Войнаровский. Сообщение об этом появилось на его странице в социальной сети Facebook. «Сегодня ночью (в четверг, 24 сентября – TRUD.RU) на 75-м году ушел из...

Знаменитый режиссер намерен полностью держать его производство под своим контролем, для чего привлекает к съемкам продюсеров, работавших над фильмом 

Кадр из фильма «Джентльмены», режиссер Гай Ричи, 2020 г.

Известный британский режиссер Гай Ричи намерен снять телесериал по мотивам своего полнометражного фильма «Джентльмены» (The Gentlemen). Об этом в пятницу, 2 октября сообщает издание Deadline. Журналистам стало известно, что производить...

Изначально картина должна была выйти на экраны в начале 2020 года

Фото: © Nicola Dove, globallookpress.com

Премьера очередного фильма про агента британской разведки Джеймса Бонда «Не время умирать» вновь перенесена, сообщает Variety. Дату премьеры картины из-за эпидемии коронавируса нового типа меняли не менее трех раз. По данным издания,...

Эту награду вручают создателям каналов, на которые подписано 100 тысяч пользователей

Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Официальный канал Государственного академического Большого театра (ГАБТ) на видеохостинге YouTube получил «серебряную кнопку» сервиса. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу театра. «Мы очень рады получить «серебряную кнопку»...

Ранее стало известно, что экс-чиновница Минобороны и фигурантка «дела Оборонсервиса» стала почетным академиком Российской академии художеств 

Евгения Васильева. Фото: globallookpress.com

Василий Церетели, вице-президент Российской академии художеств (РАХ) и сын скандально известного скульптора Зураба Церетели, признался журналистам, что именно он выдвинул бывшую чиновницу Минобороны, обвиненную в многомиллионных хищениях, в...


Новости Lentainform



Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?