Главная Культура Афиша 00:04 17 Июня 2016 5601
Би-2: Мы не ходим строем, даже когда поем «Полковнику никто не пишет»...

Музыканты рассказали о гражданской позиции, соцзаказе и туре «16+», финиширующем в Москве

Сергей Бирюков

Они никогда не пели громко — но их слышали и продолжают слышать миллионы поклонников. Их меланхоличные песни звучали в самых жестких фильмах, вроде «Брата-2» или «Метро» — как человечный противовес миру отчуждения и разрушения. И сегодня стоит набрать в поисковике два простых слова «Друг дорогой», он тут же подскажет песню «Компромисс» из актуального альбома Би-2 «16+». У клипа, где на гигантской шахматной доске человек «проигрывает назад» ходы своей жизни от отчаянных амбиций юности до сегодняшнего серого уюта среднего возраста, уже под два миллиона просмотров. А как чувствуют себя в свой средний возраст сами музыканты? Каково представителям «интеллигентного рока» в пору задиристого натиска хип-хопа? С какими мыслями подходят они к финалу своего тура «16+», который продолжался два с половиной года, охватил полпланеты и финиширует 23 июня в Зеленом театре Парка Горького?

Шура Би-2: Считаем, что «16+» — один из наших лучших альбомов. Из 12 песен 8 стали синглами. По-моему, замечательный результат. За 2,5 года мы объездили Россию, СНГ, дальнее зарубежье. Выступали и в громадных дворцах спорта, и в относительно небольших залах на тысячу зрителей. Но всюду, даже если это был простой ДК, публика видела то же самое шоу с полным набором песен и декораций. Решили, что хорошей точкой будет закрыть это в Москве. Больше мы эти песни исполнять не будем: надо двигаться дальше.

— Не возникало в поездке импульсов, вроде как у Алексея Кортнева, который, наглядевшись жизни глубинки, несколько лет назад написал свою знаменитую песню «Шла Саша по шоссе»?

Лева Би-2: В том, что касается творчества, предпочитаю дом. Там компьютеры, книги, инструменты, студия — маленькая, но своя. На гастролях, конечно, можно размять мозги в свободное время — слушать музыку, смотреть кино. Но сочинять не получается.

— Альбом называется «16+». Возрастной состав публики этому соответствовал?

Шура: У нас закономерность — на всех этапах карьеры в первых рядах мы видим зрителей 15-18 лет.

А за ними — тех поклонников, что подростками ходили на концерты группы 10-15 лет назад. Т.е.новая публика прибывает, а старая не теряется.

— Как приспосабливаетесь к тем и другим одновременно? Ведь с каждой категорией надо говорить на те темы, которые ей интересны.

Лева: Это ошибочное мнение. Если так строить свое творчество, можно растерять всех поклонников. Главное — оставаться собой, именно это и интересно слушателям.

— Альбом «16+» — не социальный ли заказ? Тема подросткового взросления в сегодняшнем мире остра, драматические случаи вплоть до самоубийств у всех на слуху...

Шура, Лева: пытаемся сообразить, где там у нас тема самоубийств... Нет, скорее это тема среднего возраста. Многие из наших знакомых, которым от 35 до 45, говорят: эти песни про меня. И уж точно мы никаких соцзаказов не выполняем. То, что пишем — не чья-то там, а наша собственная гражданская позиция.

— В которой много иронии, даже сарказма.

Лева: Я бы сказал, что это самоирония. Если ты не умеешь смеяться над собой, не стоит заниматься искусством вообще.

— Проверяете действие песен на собственных детях?

Шура: Мои еще маленькие, сыну 4 года, дочке 6. Специально наши песни я им не ставил. Сами они слушают Майкла Джексона. Но и к нам на концерты ходят, так что песни знают. В прошлом году был у нас опыт: в «Крокусе» играли концерт с симфоническим оркестром, и дети вышли с нами петь.

Лева: мои дети тоже пели со мной в «Крокусе», исполняли «Молитву» (песню из блокбастера «Метро». — «Труд»). Мы сейчас в семье больше озабочены общим образованием детей в школе. Они у меня отличники, спортсмены. Что касается творческой составляющей... Любят рисовать. А остальное, думаю, решат сами — чего им хочется в жизни. Выход на сцену — это был такой наш эксперимент, если хотите, блажь.

— Артистические династии создать не стремитесь?

Лева: Не верю я в артистические династии. Хотя есть, конечно, сыновья Джона Леннона, сын Пола Маккартни, не потерявшиеся в мире музыки. Сын Дэвида Боуи снимает замечательные фильмы. А вот дочки Мика Джаггера в основном в модели пошли...

— В последнее время часто можно услышать мнение, будто интернет погубил композиторское творчество. Стало-де невыгодно выбрасывать свои песни в эту бездну. Оттого и хитов уровня, скажем, вашего «Полковнику никто не пишет» больше нет.

Шура: Это рассуждение прямо в духе Юрия Лозы. Но я с ним не согласен. Просто сейчас пишется такое количество песен, которое в 1980-х и представить себе было невозможно. Тогда одним из самых дорогих этапов выпуска пластинки была звукозапись. Мало того, что ты должен хорошо играть — надо было потратить кучу денег на студию. С наступлением нулевых технологии настолько продвинулись, что 80 процентов пластинок сейчас пишутся просто в домах, на кухне. Музыки стало в мегаразы больше. И чтобы найти среди нее что-то стоящее, нужно затратить серьезные усилия.

Лева: необходим сталкер, который будет тебя вести по морю информации. Но это уже дело журналистов. К сожалению, хороших музыкальных журналистов очень мало.

— Но вы-то свои песни пишете все-таки не на кухне, а в лондонской студии.

Лева: Пишем мы их в Москве, а в Лондоне сводим. Это отдельное удовольствие — поработать с таким профессионалом, как Эдриан Бушби, у которого три Грэмми и опыт сотрудничества с Muse, Radiohead, Portishead...

Шура: Сами финансируем весь процесс. Конечно, краудфандинг помогает, но он дает примерно 20 процентов средств (за которые мы очень благодарны нашим поклонникам). Если в начале нулевых звукозаписывающие компании могли покрыть все твои расходы, то сейчас у них упали продажи дисков, а соответственно и доходы. Зато начал развиваться виниловый рынок. Еще не так стремительно, как в Европе и Америке. Но, например, группа Би-2 уже выпустила 5 или 6 винилов. Хотим за ближайшие 2 года издать на этом носителе весь наш каталог. Я сам дома всю музыку слушаю только на виниле.

— Ради винтажа?

Шура: А у вас самого есть виниловый проигрыватель?

— Даже два, один просто играет, а другой может переводить винил в CD — это когда думал оцифровать свою старую фонотеку. Но так и не собрался...

Шура: Вот видите, а тогда чего же спрашиваете? Винил — это круто, берешь в руки пластинку, ставишь — целый ритуал.

Лева: Как показывает практика, это оказался нестареющий формат. В отличие от CD. Дело даже не в том, что у вас, как у многих, осталась старая фонотека. На виниле сейчас выходит и вся новая музыка. Качество записи — высочайшее, это не винтаж, а самый настоящий хайтек.

— Вы всегда много писали для кино, на сегодня самая свежая ваша работа — «Клинч» Сергея Пускепалиса. Как возникло это сотрудничество?

Шура: Как правило, такие планы возникают спонтанно. Например, сидели мы как-то на кухне у Миши Козырева, употребляя положенные в таких случаях напитки и закуски. Были там и ребята из «Квартета И». Они говорят — вы видели наш спектакль «О чем говорят мужчины»? Отвечаем — да, видели. Они: мы по нему снимаем фильм, и нам нужно что-то вроде вашего «Серебра» и «Последнего героя»... Мы для них записали песню «Вечная призрачная встречная» и на следующих посиделках показали ее вместе с несколькими другими. Нам говорят: вы обалдели, у нас же кинокомедия... Тогда мы предложили «Реки любви», она лирическая. В результате обе вошли в фильм.

— «Клинч» тоже начался с употребления правильных напитков?

Шура: Да, это была вечеринка у одного нашего хорошего друга, куда попал и Сережа Пускепалис. А мы большие поклонники фильмов, где он сыграл — «Как я провел этим летом», «Жизнь и судьба»... Нас познакомили, он в двух словах рассказал фабулу своего будущего фильма, его режиссерского кинодебюта. А мы только что в Лондоне свели песню «Три сантиметра над землей». Поставили ему на наушниках, у него сделались вот такие глаза: «Никому не отдавайте! Это под финал фильма пойдет». И уже после этого мы записали целый альбом, из которого Сережа взял только три песни, остальное слушайте на пластинке.

— В клипе «Три сантиметра над землей» такое фантастическое видео — где вы нашли этот сюрреалистический пейзаж?

Шура: Там же, где снимался весь фильм — в каком-то строящемся спальном районе Москвы. Надо было успеть, пока дома еще не заселились, и Сережа снял картину за месяц. Кино вышло не для всех. Но Леша Серебряков, один из лучших актеров нашей страны, считаю, гениально сыграл. И молодая Ася Домская составила ему замечательную пару.

— Вы сами появляетесь в фильмах почему-то только в качестве камео.

Лева: У меня был опыт в нескольких сериалах, и я понял что мои амбиции не распространяются на актерство. Это очень серьезный труд, требующий огромного профессионализма. Стыдно отнимать чужой хлеб. Музыкантов, которые бы были и хорошими актерами, по пальцам сосчитать. Ну, Джаред Лето...

Шура: И Марк Уолберг, который до актерской карьеры был хип-хоп-музыкантом Марки Марком. А из наших, может быть, только Петя Мамонов.

Лева: Да и ролей интересных не предлагают. Читаю сценарии — там все больше стареющие рок-звезды, у которых куча детей, случайных связей и алиментов. Так что если сниматься, то на полное перевоплощение. Но это требует высшего актерского мастерства. Остается камео.

Шура: И это прекрасно (смеется). Мы появляемся в кадре максимум на минуту, вот как в «Мамах 3» с Настей Заворотнюк. Фильм мы так и не посмотрели, но, говорят, наше появление там довольно смешное.

— И в ваших видео появляются знаменитости — например, в «Хипстере». Как вы их подбираете?

Шура: На «Хипстере» мы решили поиронизировать. Обзвонили наших друзей, коллег — не только рок-н-ролльщиков, но, например, Филиппа Киркорова... Снимали всех в разные дни, никому заранее не говорили, кто с кем будет в кадре. Для каждого это оказалось сюрпризом. И надо сказать, все реагировали замечательно, проявив чувство юмора.

— Вы упомянули Киркорова — вроде это совсем другой мир по отношению к рок-н-роллу. Эстрадный цех порой называют клубком целующихся змей. Каково было сотрудничать?

Шура: Дело в том, что мы в клубок не лезем. Пересекаемся только творчески. А Филипп показал себя трудягой и профи. На площадке все сделал за час, сыграл прекрасно.

— В чем, на ваш взгляд, разница между роком и попсой?

Лева: Главная разница, по-моему, между хорошей музыкой и плохой. А таковая встречается в любом стиле. Рок — это в первую очередь свобода выражения идеи.

— Ну, в этом смысле и Высоцкий — рок. И Вертинский.

Шура: Что неоднократно подтвердили, обращаясь к их песням, Гарик Сукачев, Борис Гребенщиков и другие рок-музыканты.

— А вы никогда не обращались к этим классикам?

Лева: Мы делаем каверы любимых групп, но обычно как бонусы к нашим альбомам.

Шура: К «16+» у нас добавлены «Дайте огня» группы «Альянс», «Нэпман» группы «АукцЫон» — то, что, считаем, повлияло на наше творчество.

Лева: Мы не исключаем, что когда-нибудь споем и Вертинского. Песни ведь очень хорошие. Но это, как и творческие союзы, возникает спонтанно. Твердо мы вам можем обещать только то, что касается нашего собственного творчества.

Шура: 1 сентября вы услышите первый сингл с нового альбома, в нем будут две песни и клип на главную песню.. Летом — самый интенсивный период записи, осенью будем сводить. Возможно, возникнут и неожиданные дуэты. А в январе, как сказал нам Леша (Леонид Барац. — «Труд»), начнется работа над фильмом «О чем говорят мужчины 3», и мы приглашены участвовать.

— Вы родом из Белоруссии, живете в России, выступаете всюду, где люди говорят по-русски. Сохраняется ли еще это единое культурное пространство?

Лева: Абсолютно, только оно от прежней страны и осталось.

Шура: Это не обязательно только Белоруссия, Украина, Казахстан... Америка, Германия, Израиль и другие далекие страны в него тоже входят. На наш недавний концерт в Кишиневе приехало много поклонников с Украины, из Одессы.

Лева: Это единственный мост, который все еще нас связывает. Думаю, надо его охранять как можно трепетнее.

— Во многих ваших делах рядом с вами — Диана Арбенина, Эдмунд Шклярский, Олег Нестеров... Не было мысли создать что-то вроде союза интеллигентных музыкантов?

Шура: Нет, мы против всевозможных союзов и группировок.

Лева: Не ходим строем. Мы страшные эгоисты. Когда в дело вступают группировки, это обычно плохо кончается.

На экраны выходит фильм «Рецепт любви», завоевавший на Каннском фестивале приз за режиссуру

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жюльетт Бинош и Бенуа Мажимель когда-то были вместе. Встретившись на съемочной площадке, они трепетно сыграли влюбленную пару. Фото из открытых источников

Он же представляет Францию на «Оскаре» в категории «Лучший международный фильм». Тем временем другая французская картина — психологическая драма «Анатомия падения», увенчанная в тех же...

Афиша 00:05 / 16 Февраля 2024 4802
«Бесы» попутали

По следам одного политического убийства: чем роман Достоевского так бесил партократов и демократов?

Ирина Смирнова
Труд
Федор Михайлович Достоевский. Фото: © Vadim Nekrasov,globallookpress.com

9 февраля, в день памяти Ф.М. Достоевского (143-я годовщина со дня смерти), я пришла в последнюю квартиру, которую Федор Михайлович снимал в Санкт-Петербурге по Кузнечному переулку, 5/2 и где ныне располагается...

Афиша 00:45 / 07 Марта 2024 3322
Изгнание из сераля

Моцарт на берегах Волги рассказал о потерянном рае

Сергей Бирюков
Труд
В этой попытке Востока и Запада сойтись первый оказался мудрее (Осмин – Гарри Агаджанян, Педрильо – Владимир Куклев). Фото предоставлены Нижегородским театром оперы и балета

Почему «Похищение из сераля» ставится неизмеримо реже других опер Моцарта? Посмотрев премьеру Нижегородской оперы на ее новой площадке — в Пакгаузе на Стрелке, я... еще менее готов ответить на этот...

Афиша 01:01 / 07 Марта 2024 3272
Хоррор по-русски

Ну очень щекочущая нервы выставка в Трубниках

Дарья Ефремова
Труд
Выставка вышла не очень страшной, но вполне атмосферной. Фото предоставлены ГМИРЛИ

В Доме Остроухова в Трубниках — отделе Госмузея истории российской литературы — открылась выставка, претендующая на панорамное видение большой культурологической темы — «От элегии до хорора:...

Афиша 23:01 / 31 Января 2024 2977
Дело в котелке

Выставка костюмов «Мастера и Маргариты» раскрывает подтекст нового фильма

Дарья Ефремова
Труд
Костюмы в фильме выполнены виртуозно и стилистически точно. Фото предоставлено устроителями выставки

В Музее Михаила Булгакова открылась выставка «Вы судите по костюму?», на которой представлены наряды главных персонажей новой экранизации «Мастера и Маргариты». Почему автор неизданного романа...

Выставка «Электрожурнал» – хороший повод вспомнить прошлое страны и подумать о ее будущем

Сергей Бирюков
Труд
Когда-то похожие агитационные будки стояли на улицах советских городов. Фото автора

Знаете ли вы, что знаменитой Политехнической библиотеке — ровно 160 лет? Что будучи всего на два года младше Румянцевской, ныне Российской государственной, она на 8 лет старше самого Политехнического музея,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?