ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА

География распорядилась так, что Иркутск оказался в центре транссибирского хода: 5 тысяч километров до крайней восточной станции, столько же - на запад. Три года назад -19 августа 1998-го - от перрона Иркутского вокзала, которому реставраторы вернули первоначальный облик, с благословения министра Н. Аксененко железнодорожники Восточно-Сибирской магистрали, отмечая вековой юбилей прибытия в Иркутск первого поезда, отправили символический состав в XXI век. 14 июля нового века этот поезд, так показалось мне, вернулся в столицу Восточной Сибири с новым юбилеем - 100 лет празднует Транссиб.

В составе юбилейной экспедиции - министр путей сообщения РФ Николай Аксененко, ветераны транспорта, представители железных дорог России, деятели культуры. Для многих из них Прибайкалье знакомо и значимо. Ступая на тайшетскую землю, где состоялась первая остановка поезда на Восточно-Сибирской железной дороге, Николай Аксененко произнес: "Как дома-то тепло!" Надоедливый дождь сменило солнышко. Да, свою карьеру министр начинал на иркутской земле - в Вихоревке и Нижнеудинске. Кстати, в Нижнеудинске Н. Аксененко был совсем недавно. В начале года там открыт завод по ремонту железнодорожных цистерн - создано более тысячи рабочих мест! В Иркутске реконструирована железнодорожная больница, построен прекрасный железнодорожный лицей. Администрация области считает, что вклад железнодорожников в рост физических объемов промышленного производства Прибайкалья значителен, ибо транспортные связи для мощных промышленных предприятий, расположенных в центре азиатского материка, зачастую определяют всю экономическую политику современных производственных объединений.
Более века назад, перед прибытием в Иркутск первого поезда, было испытание Иркутного моста составом, нагруженным рельсами. Кстати, в то время действовали несколько иные понятия о чести, чем ныне. В кабину паровоза с пистолетом в руках забрался инженер, ответственный за строительство мостового перехода: если бы мост не устоял - выстрел подвел бы итог его жизни. Наши предки - сегодня в этих словах нет ни капли бравады! - строили на века. Ведь юбилейный состав прибыл в Иркутск именно по тому самому мосту через реку Иркут.
По быстроте сооружения Сибирская железная дорога не имела себе равных в мире (имеет ли теперь?): уже через 10 лет - 10 февраля 1901 года - состоялось торжественное открытие ее последней ветви - от станции Китайский разъезд Забайкальской железной дороги к границе Китая по направлению к Хайлару.
По протяженности - 8380 верст - Транссибу тоже не было равных.
Московский (официально - Главный Сибирский) тракт являлся единственным путем из Европы в Сибирь. Загруженность дороги (в конце позапрошлого века между Томском и Иркутском заняты до 16 тысяч ямщиков!) потребовала составления особых правил движения.
Конечно, с открытием движения по Транссибу все переменилось как по мановению волшебной палочки: почта из Европы "летела" быстрее, чем на крыльях, модницы стали получать французские туалеты через месяц (много - два) после их премьеры в Париже, с помощью "железки" население Иркутска удвоилось (всего за 20 лет!). Однако главные достижения "чугунка" принесла в иной плоскости: государство стало богатеть на глазах. И дело даже не в том, что золотой песок и слитки на Монетный двор в Петербург (516 пудов, 3 декабря 1898 г.) следовали теперь из Иркутска всего 16 дней вместо восьми недель на лошадях (только благодаря Транссибу лишь в 1900 году было выдано свыше 2000 разрешительных свидетельств на право разведок золотоносных площадей и залежей минерального топлива).
Все ожидавшиеся объемы перевозок были значительно перекрыты в первые же годы эксплуатации Транссиба. По рельсам везли "хлебные грузы" (рожь, пшеницу, овес) - более 20 тыс. пудов; чай - 1,7 тыс. пудов; кедровые орехи - 101 тыс. пудов. На рынки Европы повалила экзотическая "битая дичь" - 92 тыс. пудов, а самым выдающимся предметом вывоза со станций Сибири было признано... сливочное масло - 2,5 млн. пудов в год! Встречным потоком в Сибирь повалили железо и сталь, земледельческие машины и орудия, машины и машинные части, керосин и сахар, табак. Люди промышленные быстро поняли всю выгоду железной дороги: для проезда от Москвы до Порт-Артура требовалось теперь всего десять суток.
Вполне естественно, что развитие Транссиба продолжится и в ХХI веке. Может быть, именно железная дорога станет тем локомотивом, который вытянет сибирские провинции России из временного затишья. Об этом заявил глава МПС Николай Аксененко на торжественном митинге, состоявшемся во время остановки юбилейного спецпоезда "Москва - Владивосток".
"Сто лет назад, - сказал министр, - железная дорога принесла жизнь - вдоль ее пути стали возникать не только станции, но и храмы, школы, больницы, началось освоение недр. И в новом веке Транссиб не потеряет свою значимость для России. Он умножит ее природные богатства с развитием Байкало-Амурской магистрали, создавая инфраструктуру добычи полезных ископаемых в этом регионе". Кроме того, министр сообщил, что уже в ближайшее время на уровне правительств Северной Кореи и России будут окончательно решены все проблемы, связанные с началом соединения Транссиба с Транскорейской системой железных дорог. Одновременно, отметил Аксененко, начаты изыскания по прокладке сухопутного железнодорожного пути на Сахалин. "Эти ответвления позволят заметно увеличить грузопоток по Транссибу", - подчеркнул глава МПС.
Писатель Валентин Распутин, выступая на митинге (в Иркутске Валентин Григорьевич стал почетным пассажиром юбилейного поезда, получил из рук министра МПС именные часы), сказал о необходимости восстановления памятника "Благодарная Сибирь" в первозданном виде. На что Николай Емельянович откликнулся кратко и конструктивно: "Мы беремся за это!"
Может быть, воссоздавая свою историю в реальности и фактически, мы наконец-то изживем затянувшиеся инфантильные "болезни роста" и поймем: все сейчас зависит только от нас самих. Давно пора понять, что Транссиб создали не для сидения шахтеров на рельсах.