С ПУСТЫМ ТРАЛОМ

"Труд" не раз публиковал материалы в защиту российских моряков и рыбаков, страдающих от произвола судовладельцев. Статьи возымели свое действие, и многие из нарушителей вынуждены были отдавать задержанную зарплату и вывозить экипажи из чужеземных портов в Россию.

Вот и теперь из далекого Таиланда в представительство газеты "Труд" на Дальнем Востоке пришел такой факс.
"Обращаемся в Вашу газету, которая на деле является защитницей российских моряков и рыбаков от беспредела частных судовладельцев. Мы российские моряки находимся на борту аварийного судна "Namibia Reefer", стоящего в порту Бангкок. Похоже, что владелец судна - компания "Совтрансфлот" в лице ее генерального директора Сергея Самойлова бросила нас в далеком порту на произвол судьбы. Экипаж уже три месяца находится без заработной платы и продуктов. Экипаж всем составом желает одного - вылететь на родину..."
Подписали это обращение боцман Кирилев, рефмеханик Кузнецов, старший механик Шаленко, матрос Тузинский, электромеханик Мельников и другие члены экипажа.
Когда мы обратились за комментарием к Сергею Самойлову, то он сказал, что компания "Совтрансфлот" оказывала услуги только по найму моряков и не может нести ответственности за те условия, в которых они оказались. И заверил, что моряки уже получили продукты, воду и электроэнергию. Но, оказывается, лукавил Сергей Генрихович. 15 июля в представительстве "Труда" раздался телефонный звонок из Бангкока. Член экипажа, который попросил не называть его, сообщил, что они голодают и уже были случаи голодных обмороков. Судно отключено от электроэнергии. Воду им приходится носить с берега в ведрах. Моряков одолевают крысы, москиты, огромные зеленые мухи. Отчаявшийся экипаж решил, по словам моряка, начать оформление документов для передачи судна в залог. Это право им дает международный "Морской кодекс". Только таким образом они надеются получить свои заработанные деньги и вернуться с чужбины не в цинковых гробах.
- Утверждение господина Самойлова, что владельцем "Namibia Reefer" является некое иностранное юридическое лицо, - просто отговорки, - говорит представитель Дальневосточного профсоюза моряков, пожелавший сохранить анонимность. - На нашем языке это означает, что у судна "бумажный владелец". В данном случае им является компания "Оушенвью импорт корпорейшн", которая зарегистрирована на одном из крохотных островных государств, где для иностранных фирм создан поистине налоговый рай. А фактическим хозяином судна все же является "Совтрансфлот". Такая запутанность на руку судовладельцу, чтобы уйти от ответственности.
К нам в профсоюз тоже обращались моряки с этого судна. Но решить их проблему крайне трудно, так как все они не члены профсоюза. Остается надеяться только на порядочность судовладельца. Кстати, наши моряки почему-то крайне неохотно вступают в свой профсоюз.
В представительстве "Совтрансфлота" во Владивостоке мне ответили, что они не владельцы "Namibia Reefer" и все претензии надо предъявлять компании "Оушенвью импорт корпорейшн". Круг замкнулся.
А вот экипажу с камчатского траулера "Феникс" совместными усилиями все же удалось помочь. На прошлой неделе судно возвратилось домой из многомесячной вынужденной "загранкомандировки". С февраля часть рыбаков вместе с судном была брошена на произвол судьбы в северокорейском порту Раджин. Им не разрешалось сходить на берег, суточные не выдавались, еда была крайне скудной. Экипаж потребовал выдать зарплату. Но судовладелец, коим является камчатское предприятие "Большерецкое", не смог этого сделать. Рыбаки прислали радиограмму в адрес представительства газеты "Труд", одновременно обратились за помощью в Дальневосточное отделение профсоюза рыбаков.
И вот спустя четыре месяца экипаж "Феникса" заменили магаданскими рыбаками, а камчадалы возвратились домой. Но своих заработанных денег, ради чего они выходили в море, рыбаки пока еще не получили.