06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СТАРШЕ ПИРАМИДЫ ХЕОПСА

"Шалаболинскую писаницу" знает весь ученый мир. Эта уникальная галерея наскальной живописи, спрятанная в сибирской тайге, упоминается в любом серьезном издании, посвященном древней истории человечества. По самым скромным оценкам, возраст галереи насчитывает как минимум 8 тысяч лет. И хотя на "Шалаболинской писанице" перебывало множество археологов - и отечественных, и зарубежных, а копии наскальных рисунков есть в каждой университетской библиотеке планеты, этот памятник культуры наших далеких предков, как ни странно, остается малоизученным.

Лишь в нынешнем году та территория в Красноярском крае, на реке Тубе, вдоль которой почти на три километра растянулись сотни наскальных петроглифов, была отчуждена и стала именоваться государственной собственностью историко-культурного назначения. Предполагается создать здесь музей под открытым небом, - впрочем, в довольно туманной перспективе. Пока сделан первый шаг - началось обстоятельное изучение памятника с научной точки зрения, которое продлится не менее 5 лет. Этим летом на "Шалаболинской писанице" поработала экспедиция во главе с Александром Заикой, научным сотрудником лаборатории археологии Красноярского педагогического университета.
К сожалению, в последнее время исследования сопряжены с настоящим риском для археологов. Древняя галерея находится в аварийном состоянии.
- Меня там чуть не засыпало, - рассказывает Александр Заика, - благо, успел вовремя уйти. Сначала падали небольшие камни, потом глыбы - все крупнее и крупнее. Серьезный обвал - деревья вырывало с корнем.
Мало того, что никуда не денешься от естественных разрушений, их добавляет деятельность человека. В соседней деревне Ильинке, тоже полуразвалившейся, полузаброшенной, и дома, и заборы сплошь выложены плитняком из галереи. А не так давно здесь, рядом с рисунками тысячелетней давности, даже промышленные взрывы вели, добывая камень, щебенку для строительства.
- Самое удивительное, что эти рисунки преднамеренно уничтожались и раньше, причем в довольно древние времена, - рассказывает ученый. - Просто брали шлифовальный камень и сдирали изображение, чтобы поверху нанести что-то свое. Видимо, прежние картинки уже не вписывались в новое представление о мироздании и человеке. Мы только сейчас впервые это обнаружили, и сколько я был на разных симпозиумах - ни о чем подобном не слышал. К примеру, был нарисован бык, а затем его затерли и заменили изображением солнцеголовых существ - такие маски с лучами. А потом и их тоже кто-то начал стирать. Рассмотреть старые, наслоившиеся друг на друга контуры очень сложно - они, будто анимация, появляются внезапно только в предрассветные или закатные часы, и то при условии, что погода влажная. Так что приходилось просиживать сутками на скалах, но все-таки несколько копий двойных и даже тройных изображений нам удалось сделать.
Археологи заодно освоили и альпинистские премудрости. Чтобы добраться до верхних рисунков (по масштабам памятнику нет равных: он не только растянут в длину, петроглифы встречаются и на очень большой высоте - до 150 метров), протягивали канаты. Концы привязывали к дереву, сооружали нечто вроде качелей и висели в воздухе часами. Каким образом к вершинам добирались древние художники, неизвестно, скорее всего, тоже перекидывали ремни. Но то, что они предпочитали рисовать на самом верху, ближе к солнцу, - это факт. Возможно, так диктовала религия, может быть, между ними шла своеобразная конкуренция - чем выше, тем престижнее. У соседей-хакасов по этому поводу существуют легенды - изображения на скалах появляются сами, потому что их рисуют духи.
Сотрудники экспедиции расчистили часть осыпей и впервые обнаружили новые петроглифы, которые сохранились намного лучше уже известных, будто их законсервировали. До сих пор никому почему-то не приходило в голову начать копать. А ведь изображения, возможно, найдутся и глубже, не исключено - ниже уровня реки. И там вполне могут оказаться петроглифы каменного века, оставленные 20 - 30 тысяч лет назад.
- Пока можно говорить только об относительной хронологии, - говорит Александр Заика, - кстати, последние рисунки, представляющие собой исторический интерес, относятся к концу ХIХ и началу ХХ века. Тут и двуглавые орлы, и пятиконечные звезды, и надписи ссыльных революционеров, вроде "Пролетарии всех стран, соединяйтесь". А самые старые появились как минимум в эпоху неолита, то есть были нанесены примерно восемь тысяч лет назад. Возможно, есть и более древние, но точно определить пока нельзя. Наиболее архаичные пласты трудно понять, потому что мы слабо знаем бытовую сторону жизни человека того времени, сложно даже сказать, каким он был по антропологическому типу. Ведь ни одного погребения в этом районе до сих пор не найдено. Беда в том, что в Хакасско-Минусинской котловине все сдувается ветром. Впрочем, вполне возможно, что людей тогда вообще не хоронили, а отправляли в лодке по реке в страну мертвых. Существовала горизонтальная модель мира, ключевую роль в которой играла именно река. Исток ассоциировался с восходом солнца, а устье - с закатом, смертью.
Единственное, что можно сказать точно об этом неизвестном народе - они рыбачили с помощью остроги (есть сцены рыбалки и изображения самой рыбы, чаще всего - осетров) и охотились на лосей и маралов. На рисунках встречаются и медведи, но, вероятно, в качестве священных животных. Первобытные художники были на удивление единодушны в выборе места для своего наскального творчества. На одних склонах, вроде бы удобных и гладких, рисунков нет вообще, а другие, весьма неказистые, испещрены вдоль и поперек в несколько слоев. Может быть, шаманы указывали эти участки, может, сами рисовальщики их чувствовали - были своего рода служителями культа, посвященными...
Менялась эпоха - и в соответствии с новыми веяниями менялись "иконы". Отсюда и полное уничтожение старых сюжетов, и стремление внести поправки. Допустим, в XXVIII веке до нашей эры нарисовали быка, а в VII - VIII, двадцать веков спустя, так загнули ему рога, что получился козел. Потому что именно горный козел к этому времени стал священным животным, его рога символизировали солнце, были посредниками между верхним и нижним мирами. А потом на быка-козла посадили еще и лучника - в период великого переселения народов воины почитались особенно.
Теперь, увы, вся эта наглядная история неумолимо осыпается и разрушается. Документально засвидетельствовано, что памятник федерального значения, имеющий мировую известность, пребывает в аварийном состоянии. А как его спасать - не знает никто. Даже если музей под открытым небом будет когда-нибудь устроен, непонятно, каким образом можно укрепить саму "писаницу". Каких-то серьезных технологий для этого (тем более - столь масштабных) пока просто не придумано. А если наскальная живопись перестанет существовать, кажется, остановится само время...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников